Новый Свет на неприкрытую лесть ожидаемо не отреагировал, в кинотеатрах США анимационная лента практически не засветилась, собрав смешные шесть тысяч долларов. Тем не менее в 2016 году именно этот мультфильм получил национальную кинопремию Испании «Гойя» — с тем подтекстом, что и сам по себе он самодостаточен и даже очень хорош. На самом деле, конечно, на троечку. 

Создатели «Лунного флага» на полгода запоздавшим прокатом в России пытаются достичь хотя бы окупаемости затрат: при этом мало кто готов выходить в одно время с эпической битвой супергероев, так что, в принципе, все довольны. Почему мультфильм не пошел в США, становится понятно очень быстро: от авангарда современной анимации лента отстает и в визуальном, и в сюжетном плане, и таких отстающих предостаточно сходит и с голливудских конвейеров. Главное, что не удалось режиссеру Энрике Гато (который, к слову, не в первый раз пытается сыграть на чувствах американской публики) — это определиться, на какую аудиторию рассчитана его картина. В итоге «Флаг» получился детским взглядом на взрослые вещи: как и в недавней «Лунной афере», здесь поднимается вопрос фактического пребывания астронавтов на естественном спутнике Земли. Но весь космос в данном случае — лишь тематические обои, наклеенные на стены в детской комнате, и взрослому в ней очень быстро становится скучно. 

Итак, один из главных поводов для гордости американского народа под угрозой: полубезумный, склонный к позам, но при этом расчетливый миллиардер Ричард Карсон намеревается доказать, что миссию на Луну снимали во вполне земных декорациях. В проклятом капиталисте нетрудно разглядеть намек на Илона Маска: впрочем, создатели мультфильма стараются особенно не шутить с реально существовавшими и существующими личностями, позволив себе разве что легкую издевку в сторону великого Стэнли Кубрика. Карсон готовит собственный полёт, располагая передовыми технологиями: в правительстве и NASA понимают, что, добравшись до места, он немедленно уничтожит следы пребывания на Луне легендарной экспедиции и объявит первопроходцем себя. Сорвать буржуйские планы силовыми методами нельзя, потому что о них благодаря силе телевидения знает весь мир: помешав Карсону, власти только подтвердят его обвинения. Поэтому властям приходится достать из кладовки старую ракету и постараться обогнать конкурента. 

Главными героями этой истории становятся не суровые дядьки-астронавты, а троица подростков, выстроенная по системе «Гарри Поттера», и дедушка одного из них — Майка. Пенсионер непростой — в 1969 году он сам должен был лететь на Луну, но заболел ветрянкой, от расстройства сбрендил и ушел в себя. Вообще в сюжете разворачивается достойная Теодора Драйзера сага о семье, преемственности и главных человеческих ценностях, которыми так опасно пренебрегать. Из-за того, что это все-таки мультфильм о сказочных приключениях детишек в космосе, этот аспект выглядит тяжеленной гирей, которая никак не дает ему по-настоящему взлететь. Настроив семейных конструкций, Гато вынужден идти вопреки здравому смыслу и советам астронавта, которого — что очень похвально — привлекли к съемкам в качестве консультанта. Центр управления полетами сначала превращается в игровую площадку для престарелых, затем и вовсе в проходной двор, в космос отправляются старик и дети, командует ими летный состав, а где-то в Вашингтоне миловидная и молодая женщина-президент скрещивает пальцы. Сделать больше ничего нельзя: Карсон, как выяснилось, намерен запастись на Луне гелием-3 и править миром в своем неповторимом стиле. 

По той же причине прелюдия к непосредственно космическим приключениям, которые обещают зрителю анонсы, занимает больше половины мультфильма: с учетом того, что шуточки и прибауточки в основном либо детские, либо вторичные, аудитория понемногу начинает зевать. Постановщик иногда вспоминает, что в зале могут быть взрослые, которые уже обсудили все увиденные логические ошибки, и вставляет совсем уж неуместные сцены вроде гибели ученого, работающего на Карсона. Рейтинг 6+ на секунду увеличивается как минимум вдвое: впрочем, этого оказалось достаточно, чтобы в США детей без родителей на «Лунный флаг» не пускали. Зритель удивленно чешет в затылке: казалось бы, зачем городить эти символы реалистичности друг на друга, если вся затея выглядит абсолютно сказочной и таковой от начала и до конца является? Но испанец не унимается: тут у него ящерка с выпученными глазами выполняет роль беспилотника, летает на самовосстанавливающихся мини-ракетах, а под конец даже обзаводится собственным скафандром — и тут же злоумышленники перепрограммируют автопилот, роботы из «Матрицы» прогрызают обшивку, а кислород медленно уходит из поврежденного скафандра дедушки. Спокойно воспринимать этот анимационный оксюморон не получается. 

А ведь нужно еще и заботливо пройтись по пубертатным отношениям, толерантности и политике (в том смысле, конечно, что все люди — братья и должны помогать друг другу). Для собственно лунной заварушки с погонями, опасностями и практическим применением смекалки у Гато остается все меньше времени — в итоге он впихивает ее в последние 15 минут ленты, которую к тому же лишает хотя бы легка приличного финала. Зато, как это сегодня модно, есть сцена после титров, рассчитанная на взрослых, вернувшихся в зал за забытой вещью: по крайней мере, она оставляет двойственное впечатление. «Лунный флаг», конечно, только притворяется стандартной американской агиткой — в конце концов, в сюжете нет никакого вмешательства извне, то есть все проблемы созданы в США и для США, и сколько они там еще собираются носиться со своим флажком — не наше дело. Более того, внимательный взгляд увидит достаточно насмешек над NASA и пафосом, которым эта организация обычно сопровождается на широком экране. Только вот к чему вся эта философская возня в мультфильме о том, что первый поцелуй важнее всей Солнечной системы, непонятно.

Возрастная категория материалов: 18+