Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №2 (28944) от 21 января 2021 года
Издается с 24 февраля 1918 года
27 января 2021,
среда

Идем по приборам: рецензия на новый фильм «Экипаж» с Владимиром Машковым и Данилой Козловским

Кино

Год российского кино в стране все-таки начался, пусть и под конец апреля. Многообещающий проект «Экипаж» создавался для народа и на народные деньги, являясь при этом воплощением детской мечты режиссера, данью уважения советскому кинематографу и, конечно, очередным «нашим ответом Голливуду». Помимо этого, российскому зрителю в очередной раз дали понять, что свет окончательно сошелся клином на одном вечно молодом актере, которому в этом фильме старшее поколение передает гордо реющее и пробитое в нескольких местах пулями знамя практически буквально. Невзирая на нелепые диалоги и героизм, не помещающийся даже в двухчасовой хронометраж, создателям «Экипажа» кое-что удалось — фильм заставляет сопереживать героям, и это, конечно, заслуга актерского состава.

  • Фото: kinouniverse.net
  • Фото: kino-kingdom.com

До премьеры было много слов, которым самое место в песнях. Впрочем, это всегда случается там, где продюсер Никита Михалков. Постановщик «Легенды № 17» Николай Лебедев сто тысяч раз рассказал историю о том, как в детстве был поражен «Экипажем» Александра Митты, потом долго поджигал игрушечные самолетики и дорос, наконец, до личного благословения мэтра. Мэтр, в свою очередь, не только согласился на камео (весомый плюс проекту), но и немного консультировал подмастерье на съемках. Там же присутствовали и настоящие летчики, которые впоследствии поведали миру о том, что старались уговорить режиссера сделать картину как можно более неправдоподобной в техническом смысле. Забегая вперед, скажем, что это им в высшей степени удалось — и если претензии по здравому смыслу возникали даже к двухсерийному детищу Митты, то в данном случае логическое мышление местами лучше просто отключать. Машков и Козловский делились впечатлениями от учебных полетов на тренажерах. И даже актриса Шпица чего-то там воодушевленно рассказывала. Фильму расчистили пространство в репертуаре кинотеатров и приготовились хотя бы отбить потраченное: тем более что Фонд кино деньги разрешил не возвращать.

Последовательный ремейк, конечно, никто делать не собирался. И хотя признаки и призраки эпохи позднего социализма постоянно лезут в кадр и сбивают с толку зрителя, это совсем другая история. В конце 70-х Митта, обманув цензоров тем фактом, что ужасная катастрофа происходит далеко от границ СССР и дружественных ему государств, снял неспешную и нестандартную драму про отцов и детей, которая завершалась вселенским хаосом. Публика, еще не избалованная голливудскими крушениями и извержениями, оценила. Хотя сегодняшний зритель, пожалуй, все эти терзания малоприятного героя Леонида Филатова смотрел бы на перемотке. Лебедев и его товарищи, конечно, столь вдумчивого размазывания известной субстанции по экрану позволить себе не могли. Поэтому сделали не менее затяжную прелюдию, которая бередит сердца не столько драмой, сколько юморком, основанном на уже устоявшихся в нашем кино шаблонах. Козловский — раздолбай и бабник, Машков — настоящий немногословный мужик, чиновник — ублюдок, подросток — за ЗОЖ, жена у плиты, котлеты в холодильнике. Немного выбивается из общего благополучия девушка-пилот, но это ненадолго.

Все это необходимо, чтобы герои стали нам «своими». Если в советском «Экипаже» мы видели, как изрядная сволочь в критических обстоятельствах становится героем, то теперь нам нужны герои с первых же кадров. Козловский-Гущин сбрасывает с многокилометровой высоты чужие джипы и лезет в бутылку при виде малейшей несправедливости, Машков-Зинченко беспощадно гонит из авиации молодых да горячих, с начальством храбр да с подчиненными строг. Все это время гораздо интереснее наблюдать за актрисой Еленой Яковлевой, великолепно отыгравшей свои эпизоды, да за актером Шакуровым, который, впрочем, не особенно старается выйти за привычные рамки. Настоящей любви у Лебедева в фильме не получается, а выходит очередная интрижка в стиле «Духless»: посидели, выпили, переспали, «ты — трус», «а ты — дура». Зритель ерзает в кресле. Ему хочется, чтобы все уже начало гореть ярким пламенем, а постановщик развлекается бесконечными повторами одной и той же сцены, «Ералашем» про школяра и училку и беседами на такие популярные темы, как «Ты же не сможешь без неба», «Мне без тебя плохо», «У него вместо рук — крылья» и «Разворовали страну». По ходу дела фильм нечаянно ставит крест на современной разновидности патриотизма, которую практикуют россияне.

Зинченко ворчит, Гущин скрежещет зубами, актриса Шпица старательно играет блудницу на пути к исправлению. Лебедев тратит еще добрых 20 минут времени на совершенно ненужную сцену с расстрелом африканских беженцев, потом выводит на сцену зажравшегося государственного деятеля с коньяком и, наконец, отправляет трех пилотов на вулканический остров, где все горит, трясется и рушится, а людей надо выручать. Здесь события принимают самый неприятный оборот, и все эти отношения между героями мгновенно вышибает из зрительской головы, хотя постановщик надоедливо старается о них напомнить. Справедливо полагая, что учителя необходимо во всем превзойти (и располагая для этого средствами), создатели «Экипажа» обрушивают на персонажей все возможные несчастья. Не хватает разве что террористов, лангольеров, пожирающих пространство и парочки огнедышащих драконов. Впрочем, огня и так достаточно. Сценарий удачно разводит неразлучных, казалось бы, героев по разным декорациям, раскаленная лава вот-вот зальет последний островок безопасности, и зал зачарованно молчит, не углубляясь в подробности. Скажем, что улететь с острова — это только треть задачи, будут вам и пируэты, и детки в клетке,  и жесткая посадка в Петропавловске-Камчатском. 

Экшен-часть Лебедев снимает с обещанным воодушевлением, навеянным детскими впечатлениями: первым делом содержимое вулкана погребает под собой здравый смысл, но об этом зритель задумается уже после титров. Лампочки мигают, пассажиры вопят (а некоторые даже и гибнут, правда это подано очень слабо, потому что 6+), а среди встревоженных коллег в диспетчерской даже обнаруживается стюардесса Тамара из фильма Митты. В какой-то момент возникает ощущение, что режиссер пытается реализовать все, что десятилетиями являлось ему в мечтах, понимая, что в его дальнейшей карьере фильмов-катастроф не предвидится. Второстепенные персонажи по этой причине беспощадно приносятся в жертву: Бабенко, Пегова, Разбегаев ничего толком не успевают сыграть. Более того, после столь мощной встряски создатели «Экипажа» оставляют зрителя один на один с совершенно беспомощным финалом, в котором герои вместо наград и президентских рукопожатий получают позорное увольнение и устраиваются стажерами в «Аэрофлот». Мы в России, зачем-то напоминают нам с экрана. 

Как и любой масштабный российский кинопроект, «Экипаж» производит весьма двойственное впечатление. На самом деле воспринимать его как какой-то там «ответ» западной индустрии не хочется (хотя бы потому, что как ответ фильм опоздал на пару десятилетий), а полноценной агиткой он, к счастью, так и не стал. Трудный баланс между буднями пилотов и чередой чрезвычайных ситуаций удалось более или менее сохранить. Без лишних персонажей российские кинематографисты обходиться еще не научились, зато стали все больше внимания уделять деталям. Радует и то, что особого желания ставить на одни весы два отечественных «Экипажа» так и не возникает. Заслуженный режиссер Митта совершенно правильно не стал вставать в позу по поводу эксплуатации его идей, а наоборот, поддержал это начинание. Для попытки напомнить о былых достижениях и при этом поиграть мышцами здесь и сейчас — получилось очень даже неплохо. Видимость, конечно, не самая идеальная, но российское кино знает, что такое идти по приборам.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Этот новый «Экипаж» всем увидеть невтерпеж: в Москве прошла премьера фильма

Возрастная категория материалов: 18+

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Неосознанный объект: рецензия на новый фантастический фильм «Вратарь галактики» с Евгением МироновымНеосознанный объект: рецензия на новый фантастический фильм «Вратарь галактики» с Евгением Мироновым
Враги и их отсутствие: рецензия на фильм «В ожидании варваров» с Марком Райлэнсом и Джонни ДеппомВраги и их отсутствие: рецензия на фильм «В ожидании варваров» с Марком Райлэнсом и Джонни Деппом
Спасение отупляющих: рецензия на новый фильм «Неистовый» с Расселом Кроу и Джимми Симпсоном
Корни привередливые: рецензия на новый сериал «Чики» с Ириной Горбачёвой и Антоном Лапенко
Фильм «Лед 2» растопил сердца зрителей и заработал миллиард
В произвольном порядке: новый сериал «Допрос» против стереотипов телевидения
Дорогая передача: рецензия на новый фильм «Скандал» с Шарлиз Терон и Николь Кидман
Порядочные люди: рецензия на фильм Гая Ричи «Джентльмены» с Мэттью МакКонахи и Колином Фарреллом
Химия и жизнь: рецензия на новый фильм «Тёмные воды» с Марком Руффало и Энн Хэтэуэй
Вместо девичника: рецензия на новый кинокомикс «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн»
Боги, девочка и волк: рецензия на новый скандинавский кинокомикс «Вальгалла: Рагнарёк»

Фото: kinouniverse.netФото: kinouniverse.netФото: kino-kingdom.comФото: kino-kingdom.com
Василий Орлов: «Благодаря промышленному и событийному туризму ждем роста турпотока в несколько раз»Экономика
Обвинение по уголовном делу с пострадавшей на турбазе Благовещенска девушкой пока не предъявленоОбщество
Работы по берегоукреплению в благовещенском парке Дружбы начались раньше срокаОбщество
В день снятия блокады Ленинграда светящиеся окна в общежитии Благовещенска изобразят цифру 872Общество
Почти 3 миллиарда дополнительно выделили регионам на бесплатные лекарства для больных с COVID-19Коронавирус
Главу амурского сельсовета подозревают в присвоении бюджетных денег на дорожные работыПроисшествия

Читать все новости

Кино

Еще не конец: шоу «Танцы» отложили до 2021 года Еще не конец: шоу «Танцы» отложили до 2021 года
Актер Антон Хабаров: «Казанова — любимый герой, потому что добрый и ранимый»
«Цой» в изложении Алексея Учителя: фильм о смерти музыканта вышел в прокат
«Подольские курсанты» Игоря Угольникова: сила духа, которая крепче стали
«Вызов» после «Холопа»: Первый ищет женщину для съемок в космосе
Система Orphus