http://thumbs.tivision.ruhttp://thumbs.tivision.ru

Сюжет, который лег в основу картины, ранее рассматривался главным образом в комическом свете: странноватый замкнутый «ботаник» вдруг оказывается мастером боевых искусств, специалистом по оружию, да к тому же еще и обладает изрядной долей хладнокровия, чтобы лишать жизни ближних — пусть и не очень хороших. Есть, правда, один жанр, в котором эта песенка звучит часто и вполне серьезно — это комикс. «Расплату» лучше всего рассматривать как некую вольную вариацию на тему Бэтмена, которого Бену Аффлеку придется сыграть, да еще и не раз.  

В костюме Бэтмена, правда, не самому лучшему актеру Аффлеку приходится все больше темнеть лицом и выдвигать челюсть, здесь же ему предстояло исполнить полную отрешенность аутиста. Получилось, скажем честно, не на уровне Дастина Хоффмана в «Человеке дождя» — в некоторых случаях главный герой настолько напоминает Адама Сэндлера, что даже тянет засмеяться в самый неподходящий для этого момент. Героя зовут Кристиан Вульф (и еще много как, даже Льюис Кэрролл), он отличается «странной манерой общения», но при этом великолепно считает, проникает взором вглубь самых пыльных бухгалтерских книг и мастерски выявляет недостачи. Правда, заработок обычного аудитора этого непростого бухгалтера не устраивает, так что время от времени он оказывает услуги тем, кто к государству за тем же самым обратиться не может. Наркоторговцы, главы преступных синдикатов и прочие гады души не чают в широкоплечем и элегантно одетом молчуне, рекомендуют Криса друг другу, а когда не хватает наличных — платят ему полотнами Поллока или, там, Ренуара. Это чтобы мы оценили размах гонорара — ну и для мелодрамы еще очень важный инструмент. На досуге миллионер помогает простым фермерам выбираться из-под гнета налоговой системы США с помощью разнообразных уловок и лазеек, а эти милые пожилые люди взамен зовут его порыбачить. 

Рыбачить Кристиан не любит — он любит стрелять из навороченного оружия по символам собственного прошлого, с которым, впрочем, и не надеется справиться ни таким, ни каким-либо еще образом. Время от времени у него звонит телефон и женский голос (который, кстати — один из лучших персонажей «Расплаты») рассказывает об очередном заказе. Так выходит, что проблемы у аудитора возникают вовсе не после общения с современными эскобарами, а в результате неоконченной проверки во вполне легальной корпорации, несущей добро в виде новейших роботизированных протезов и зло — в виде военных дронов. Тут всех начинают убивать, Крис подхватывает девицу-бухгалтера Дану, которая «первая заметила» и отправляется выяснять. На заднем плане стареющий глава отдела по борьбе с преступностью при Минфине в компании своей потенциальной преемницы изо всех сил пытается найти главного героя. Тут сбоку разворачивается мини-история киллера, который очень галантно и с шутками избивает и убивает тех, за кого платят, попивает молоко, а под конец оказывается частью истории, достойной индийского, но никак уж не современного американского кино. Наконец, зрителя все время отбрасывают флэшбеками в детство главного героя, чтоб стало понятно, а чего же он такой вот странный-то стал. 

Не стоит забывать и о так называемой любовной линии — правда, Аффлек и Анна Кендрик даже со стороны смотрятся разве что как отец и дочь, поэтому развития этих событий ждать не стоит: так, сплошной romantique. Тем не менее, этой линии тоже необходимо уделять внимание, а О'Коннору явно не улыбалось делать трехчасовое кино — он и в два часа уложиться не сумел. Публике нужно очень много объяснять, многие сюжетные повороты к середине «Расплаты» только-только начинают намечаться, а ближе к титрам постановщик закладывает целую батарею фейерверков: не столько красочных и шокирующих, сколько жизненно необходимых. Перегруженность смыслами создатели картины компенсируют многочисленными сценами драк (а как же — будущему Бэтмену нельзя терять форму) и перестрелок, напоминающих сразу о французских боевиках и компьютерных играх. Жестокости и крови в «Расплате» хватило на рейтинг 18+: О'Коннор даже успевает показать, как бьют детей и как дети бьют друг друга. Помимо этого фильм не испытывает дефицита в своеобразном юморе, который каждый раз безупречно срабатывает — даже если частью шутки является выстрел в голову безоружного человека, зал все равно смеется.     

И тем не менее, пройти этот путь вместе с главным героем до конца нелегко. Трудно избавиться от ощущения, что слушаешь увлекательную историю, да с рассказчиком не повезло: тянет его все время в разные стороны, на подробности, без которых можно было бы и обойтись. «Расплату» лихорадит от жанрового переизбытка: в какой-то момент фильм даже восходит до уровня «Игр разума», но и на этом надолго останавливаться никто не намерен. Зато радует, что благодаря этой постоянной перетасовке, в которой даже детективу, триллеру и боевику место находится далеко не всегда, сюжетная линия о спасении девушки не превращается в стандартную беготню. О'Коннор явно и в страшном сне не хотел бы увидеть, как огромный Аффлек волочит за собой свою миниатюрную спутницу по улицам американских городов, прикрывая телом от пуль, а в каждой гостинице их находят злобные убийцы. А потому одиночка остается одиночкой — даже телефонная секретарша хоть и позволяет себе в разговорах некоторые вольности, дистанцию держит. Критики стойкость режиссера с ирландской фамилией оценили. а вот зрители — не очень: «Расплата» на родине лишь с трудом окупила производственный бюджет, и с учетом рекламных затрат перед нами не катастрофический провал, но и поводов плясать от счастья у продюсеров нет.

В сухом остатке зритель получил непростой, но зато и не тупой боевик, в котором есть достаточно удачных моментов, чтобы не жалеть о потраченных на билет деньгах. Психологический триллер, которым картина прикидывалась до премьеры, в итоге с треском проиграл боевику, а мелодраматическую линию уж лучше было оставить додумывать публике, чем с таким старанием разжевывать до самых титров. Ярких актерских работ в картине нет — даже ветеран Дж.К. Симмонс ни на шаг не выходит из привычного образа, но это вообще свойственно О'Коннору: вспомнить хотя бы обласканную критикой картину «Гордость и слава», в которой такие парни, как Эдвард Нортон и Колин Фаррелл выглядят, мягко говоря, невзрачно. И все же это история, которую не хотелось бы узнать только до середины. Тем более, что накануне выхода сольного фильма о Бэтмене-Аффлеке просто жалко было бы упустить возможность поглядеть, как яростный противник убийств и защитник Готэм-сити не оставляет врагам ни единого шанса, добивает уже поверженных контрольными выстрелами, а когда стрелять не из чего — может и обычным термосом голову проломить. Будет, что вспомнить в следующем году при просмотре первой части «Лиги справедливости», да и потом — тоже.