Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №75 (28844) от 16 июля 2019 года
Издается с 24 февраля 1918 года
18 июля 2019,
четверг

«Я же мать»: рецензия на новый фантастический фильм «Дитя робота» с Хиллари Суэнк

Кино

Футуристическое кино «Дитя робота» (которое на самом деле называется I Am Mother, но адаптация «Я же мать» слишком веселила бы россиян) с самого начала выглядело странным и любопытным. Производство — Австралия, режиссёр — человек из ниоткуда, в одной из главных ролей — Хиллари Суэнк, которая когда-то получила «Оскар», потом ещё один, а после этого принялась блуждать по разного рода обречённым на неудачу проектам. Синопсисы обещали мир будущего, в котором человечество вымерло, но не окончательно: никогда такого не было — и вот опять. Постапокалипсис, в котором роботы выступают не то губителями, не то спасителями смертных, оказался очень неспешной историей о том, что всем нужна семья — не без интересных идей, раскиданных по сюжету. 

Большая часть действия проходит в хорошо укреплённом и набитом технологиями бункере, в котором робот по имени Мать выращивает человека по имени Дочь. Кто-то сообразительный, предвидя всемирную катастрофу, посадил умную машину под землю, окружил надёжными стенами и запрограммировал на выращивание из эмбрионов новых людей: зародыши хранятся тут же в красивых баночках. Строить из себя директора детского сада Мать не намерена, она предпочитает дать полноценное воспитание одной девочке, а уже потом спросить, хочет ли она братика или сестрёнку.

Всё это выглядит довольно провальной идеей, ведь при таких паузах в появлении на свет будущее новое население земли вряд ли в обозримом будущем начнёт размножаться самостоятельно. Впрочем, заботливая мамаша-андроид не пускает погулять даже единственную дочурку: из её рассказов можно сделать вывод, что предыдущее человечество не просто самоустранилось, но ещё и изрядно отравило напоследок окружающую среду. У бункера, конечно, имеется вполне себе космический шлюз, но долгое время он стоит без надобности — до тех пор, пока к воротам не подходит раненая женщина и не просит её впустить. Дочь понимает, что механическая родительница все эти годы чего-то не договаривала, и на этом размеренная жизнь в бункере сходит на нет. 

«Дитя робота» быстро затягивает в себя зрителя: наблюдать за тем, как машина занимается воспитанием человека, оказывается очень интересно. Сценаристы Майкл Ллойд Грин и Грант Спьютор (он же и постановщик) намеренно наделили Мать едва заметными человеческими качествами, которых у дроида быть попросту не должно. Она склонна сомневаться, хитрить и ревновать, но прячет всё это в бесконечной череде механических поступков, некоторые из которых откровенно жестоки. Но самое интересное — этот робот не просто не подчиняется человеку, он вообще попирает законы робототехники железной пятой.

Дочь достигает подросткового возраста, а потом и взрослеет в полнейшем послушании, а любое сомнение, которое закрадывается в её голову, машина старается погасить на начальном этапе. Девочка ест по часам, много занимается и сдаёт многоэтапные экзамены, даже смотрит старые телешоу на планшете в полнейшем одиночестве: когда в действиях нет необходимости, Мать изображает выключенный пылесос. Тем не менее, между этими персонажами есть вполне очевидная и объяснимая привязанность друг к другу, в чём-то даже похожая на семейную любовь. Впрочем, сидя под землёй с говорящей голосом Роуз Бирн жестянкой столько лет, нормальный человек в конце концов раскрутил бы её по на винтики.  

Героиня Суэнк является катализатором: однажды познакомившись с другим человеком, Дочь уже не может считать Мать привычным симбиозом родителя, подруги и божества.

Само появление грязной и окровавленной, но всё же живой женщины означает, что роботы не просто способны лгать, но ещё и с удовольствием делают это на протяжении долгих лет. Новая знакомая, попав в бункер, яростно сопротивляется любым попыткам объяснить ей, что местный дроид вовсе не агрессивен по отношению к человеку и очень хочет ему помочь. Постепенно зритель понимает, что смотрит некую вариацию на тему «Терминатора» — пока знаменитая франшиза чихает, дымит и безуспешно пытается снова тронуться с места, выпавшие из неё идеи подхватывают ушлые австралийцы.

На примере одного противостояния, свидетелем которого становится совсем уж растерявшаяся Дочь, «Дитя робота» показывает то самое будущее, в котором машины и человечество решили, что им тесновато на одной планете. Выход в свет неизбежен, но до него нужно ещё дотерпеть: на своей середине фильм Спьютора окончательно замедляет темп и принимается ходить вокруг да около: и если с полчаса назад герои ещё обсуждали философские концепции, поминали Канта и решали сложные моральные задачи, то теперь речь идёт скорее о трёх женщинах, запертых в одном помещении не по своей воле. Ну вы понимаете. 

Небольшой бюджет не позволил режиссёру создать на экране полноценный постапокалиптический мир, уличные сцены больше похожи на эскизы к какой-нибудь компьютерной игры на эту тему. Да и робот порой смахивает на знаменитого российского «робота Бориса» — главным образом потому, что это не графика, а неизвестный мужчина в тяжеленном костюме. Многое из того, что пришлось рисовать, выглядит довольно по-дилетантски — но здесь вам не «Матрица», а сложная драма об отношениях, прикидывающаяся то ли «Чёрным зеркалом», то ли недавно прогремевшим проектом «Любовь, смерть и роботы». Там, кстати, тоже быстро заговорили о вымершем человечестве.

И заговорили, конечно, роботы. Ближе к финалу зритель волне навыдумывать себе сколько угодно теорий — картина всё равно сделает пару неожиданных ходов, прежде чем попрощаться с публикой. Другое дело, что эти трюки посвящены совсем уж прямолинейной мелодраме о женской доле, переходном возрасте и, конечно, одиноком отчаянии.  Так ни разу и не улыбнувшаяся (ухмылки не в счёт) за весь почти двухчасовой хронометраж героиня Суэнк напоследок притворяется женской версией Христа, но и фарисеи не дремлют. Человечеству дают шанс, но всё время грозят метафизическим — и не только — ремнём, попробуй только принеси двойку в дневнике. 

Конечно, кто-то найдёт «Дитя робота» достаточно старомодным фильмом, учитывая, сколько старых добрых идей он самым нещадным образом эксплуатирует. К тому же, все мы прекрасно знаем, что хорошие ребята в бункерах обычно не сидят — даже во время войны, а иногда и особенно во время войны. С другой стороны, Мать во многом копирует поведение людей, которым тоже иногда проще обмануть или наказать любимого ребёнка, чем выпустить его в окружающий мир: неизменно манящий и при этом полный опасностей. Картина Спьютора в спокойном ритме распевает старые песни о главном, но и поглядывает вперёд: современные фобии, связанные с роботами и технологиями, уже не укладываются в образ железного человека с красным глазом, беспощадно преследующего женщин и детей.

Сегодня гораздо логичнее ждать, что с ума сойдёт какой-нибудь «умный дом», беспилотное такси врежется в стену на огромной скорости или хотя бы голосовой помощник самовольно примется ругать хозяина матом. Проще говоря, люди пока уверены, что являются хозяевами устройств, которыми они себя окружили — но подсознательно боятся, что придётся поменяться с ними местами. В этом смысле «Дитя робота» — очень меткое кино. В конце концов, планете до фонаря, кто там на ней обитает. 

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Дополненная реальность: рецензия на новый фильм «Однажды в Стокгольме» с Итаном Хоуком и Нуми РапасДополненная реальность: рецензия на новый фильм «Однажды в Стокгольме» с Итаном Хоуком и Нуми Рапас
Кукольный домик: рецензия на новый фильм ужасов «Проклятие Аннабель 3»Кукольный домик: рецензия на новый фильм ужасов «Проклятие Аннабель 3»
Тайны, дети, Мэрил Стрип: на телеэкраны вернулся сериал «Большая маленькая ложь»
Словарный запас: рецензия на новый фильм «Игры разумов» с Мэлом Гибсоном и Шоном Пенном
Моя семья: рецензия на новый кинокомикс «Шазам!» с Закари Ливаем и Марком Стронгом
Ложные воспоминания: рецензия на драму «Курск» о гибели российских подводников
Будьте как дома: рецензия на новый фильм «Зеленая книга», получивший пять номинаций на «Оскар»
Согласие на ничью: рецензия на историческую даму «Две королевы» с Сиршей Ронан и Марго Робби
Шаги во мраке: 2019 год начался с третьего сезона «Настоящего детектива»
Действуй, сестра: рецензия на новый триллер «Тёмное зеркало» с Мирой Сорвино

Гороскоп на 18 июля: Весам не стоит наедаться, а Скорпионам лучше заняться благоустройством домаСоветы
После ухода Олега Имамеева из Заксобрания депутатское кресло будет пустовать несколько месяцевОбщество
К форуму AMUR TRAVEL сервис 2ГИС добавил на карту достопримечательности Зеи, Белогорска и СвободногоОбщество
«Каждый ребенок должен уметь плавать»: гибель детей на амурских реках выросла вдвоеОбщество1
Более полумиллиона клиентов ВТБ открыли промовклад «Время роста»Экономика
В центре Благовещенска из-за пожара эвакуировали жителей многоэтажкиПроисшествия1

Читать все новости

Кино

Восстали и ушли: рецензия на новый фильм Джима Джармуша «Мёртвые не умирают» Восстали и ушли: рецензия на новый фильм Джима Джармуша «Мёртвые не умирают»
Спасибо, не надо: рецензия на новый фильм Люка Бессона «Анна» с Хелен Миррен и Александром Петровым
Дополненная реальность: рецензия на новый фильм «Однажды в Стокгольме» с Итаном Хоуком и Нуми Рапас
Огонь, вода и всякая ерунда: рецензия на новый кинокомикс «Человек-паук: Вдали от дома» 
Кукольный домик: рецензия на новый фильм ужасов «Проклятие Аннабель 3»
Система Orphus