Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №103 (28867) от 22 октября 2019 года
Издается с 24 февраля 1918 года
23 октября 2019,
среда

Герой нашего времени: рецензия на новый фильм «Джокер» с Хоакином Фениксом

Кино

Новый фильм режиссёра «Мальчишников в Вегасе» Тодда Филлипса мгновенно поверг общество в ступор: привыкший к шуточкам про алкогольную интоксикацию зритель внезапно стал свидетелем жёсткого и бескомпромиссного кризиса личности, знакомой всему миру по историям о Бэтмене. Новый «Джокер», продолжив начатое «Логаном», полностью перевернул кинематографическое понимание комикса, тут же получил в Венеции «Золотого льва» и явно намеревается поживиться трофеями на ближайших «Золотом глобусе» и «Оскаре».

Герой нашего времени: рецензия на новый фильм «Джокер» с Хоакином Фениксом / Новый фильм режиссёра «Мальчишников в Вегасе» Тодда Филлипса мгновенно поверг общество в ступор: привыкший к шуточкам про алкогольную интоксикацию зритель внезапно стал свидетелем жёсткого и бескомпромиссного кризиса личности, знакомой всему миру по историям о Бэтмене. Новый «Джокер», продолжив начатое «Логаном», полностью перевернул кинематографическое понимание комикса, тут же получил в Венеции «Золотого льва» и явно намеревается поживиться трофеями на ближайших «Золотом глобусе» и «Оскаре».

Исполнитель главной роли Хоакин Феникс, безусловно, претендует на персональные статуэтки. Мир, утомлённый супергеройским конвейером, увидел, откуда на самом деле у хороших парней в трико берутся самые заклятые враги.

«Джокер» ещё до официального выхода в широкий прокат стал проблемой для общества: власти в населённых пунктах США всерьёз опасались разного рода неприятных инцидентов в кинотеатрах, а создателей картины тут же обвинили в популяризации насилия. Филлипсу отдельно попеняли на осознанный и решительный отказ от комедийной составляющей: режиссёр в ответ заявил, что комедия как жанр в современном кино уже не подаёт признаков жизни. Волнение официальных лиц вполне объяснимо: на волне популярности комиксов в залы принесло фильм, который прямо утверждает, что далеко не всем полезно сдерживать пылающее внутри пламя безумия при помощи медикаментов, доверительных бесед с психотерапевтами и попыток жить как все.

Артур Флек, комик-неудачник с серьёзным расстройством психики, именно этим занимался на протяжении долгих лет — в качестве благодарности общество преподнесло ему лишь тумаки, унижения и статус «парня, с которым некомфортно». В начале фильма герой Феникса предстаёт перед зрителем в предельно разболтанном виде: ненавистная работа, непрекращающаяся депрессия, квартира в трущобах Готэм-сити и множество других составляющих старого доброго американского понятия «неудачник». Это может продолжаться долго. Но не вечно.

Легендарный вымышленный город и без пришествия Джокера переживает далеко не самые воодушевляющие времена: его главный защитник ещё учится в школе и не знает, что станет переодеваться в летучую мышь. Зато тут как тут нищета, высокий уровень преступности и гигантские крысы на гниющих уличных свалках: всё это успешно лакируется до отвращения позитивными телепередачами, в которых Уэйна-старшего прочат в мэры города. Одну из таких ведёт всегда остроумный Мюррей Франклин, роль которого досталась Роберту Де Ниро.

Подрабатывающий дешёвым клоуном Флек мечтает попасть на шоу Франклина и таким образом осуществить ещё более несбыточную мечту: стать известным стендап-комиком, обрести славу и деньги и перевезти больную маму, с которой Артур продолжает жить, в более достойные условия. Мама днями напролёт пишет письма всё тому же Уэйну-старшему — она тоже надеется на помощь сильных, богатых и успешных. Но мечты остаются мечтами, а пока Флек получает от судьбы удар за ударом: в конце концов он остаётся даже без бесплатной медицинской помощи, потому что власти Готэма решают на этом сэкономить — и оказываются совсем уж без контроля.

«Джокеру» не нужны ни знаменитые актёры, ни камео супергероев, ни спецэффекты, ни фантазии про падение в котёл с кислотой. Явление Де Ниро здесь обусловлено исключительно сюжетными заимствованиями из «Короля комедии» и «Таксиста», а Зази Битц, совсем недавно блиставшая в «Дэдпуле 2», у Филлипса зачем-то играет вполне невзрачную (и не факт, что вообще реальную) соседку, которая для Флека становится символом недостижимой счастливой жизни по канонам социума. Будущего короля преступного мира общество выращивает для себя самостоятельно, и яд равнодушия становится сильнее любой экспериментальной химии.

Готэм кишит психопатами, неадекватно ведут себя даже преуспевающие молодые бизнесмены, которых за каким-то чёртом занесло в метро, что уж говорить про окружение Артура — всех этих карликов, неудавшихся клоунов и чересчур уверенных в своей безнаказанности подростков. Но психопат психопату рознь, и некоторым нужен лишь последний толчок, чтобы камень, подпрыгивая, понёсся с горы, уничтожая всё на своём пути. Ползающий по социальному дну Флек вдруг понимает, что способен стать объектом масс-культа: правда, озвучивание шуточек со сцены здесь совершенно не при делах.

Филлипс снимает вязкий, постоянно раздражающий фильм, который проверяет сознание зрителя на прочность. На это работают и скудная на разнообразие цветов картинка, и сводящая с ума закадровая музыка, и блуждание сюжета по кругу — но главная скрипка, безусловно, в руках Феникса. Актёр ещё до съёмок начал нагнетать осознанный абсурд: в частности, существенно сбросил вес, добившись не только ужасающего внешнего вида, но и прямого намёка на Кристиана Бейла, который отыграл Бэтмена в трех нолановских картинах. А ещё — научился смеяться так, что становится совершенно невыносимо: смех вообще играет очень важную роль в картине, которую вряд ли можно назвать смешной.

Но тех, кто сумеет вытерпеть всё это нагнетание безумия, ближе к концу ждёт настоящий кинематографический подарок: преображения такого уровня давненько не было видно на экранах. Флек к этому времени окончательно осознаёт, что приятнее всего разрушать то, чего не строил — особенно в тех случаях, когда всё, что построено, держится на лжи, равнодушии и эксплуатации. Неспособный из-за неконтролируемых приступов смеха связать и пары слов на публике герой в финале вдруг произносит речь в духе Льва Троцкого: а толпа уже ищет, кого бы поставить на импровизированный пьедестал.

Фильм с начала до конца провоцирует общество, привыкшее не замечать того, что не вписывается в коллективную картину благополучия. От суперкрыс в новостях сюжет быстро добирается до уличных столкновений с призывами лишать богатых жизни: Филлипс напоминает, что любая стабильность — лишь хрупкая фикция, которую без труда можно разрушить одной-единственной искрой. В данном случае речь об искре безумия, но так уж легли карты. «Джокер» оставляет в концовке широкую дорогу в сиквел, но вряд ли он окажется столь же интересен: всё-таки это история о внутреннем переломе личности, а не о становлении чокнутого кумира.

Именно это позволяет камере столь отчаянно фокусироваться на главном персонаже, преспокойно размывая всех остальных. И именно это оправдывает совсем уж не вписывающиеся в комикс-ауру жестокие сцены, которые постепенно доходят до уровня «на грани». «Джокер», как бы ни сложилась его дальнейшая судьба в смысле сборов и наград, возвращает в повестку дня и значение режиссёра, и значение актёра, и значение сценария — всё то, от чего комикс-индустрия так старательно пыталась избавить процесс. И оттого убийца-суперзлодей становится истинным героем нашего времени. Хит Леджер, наверное, оценил бы. А Джареда Лето теперь никто не спрашивает.

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Асоциальная сеть: рецензия на новый фильм «Герой» с Александром Петровым и Светланой ХодченковойАсоциальная сеть: рецензия на новый фильм «Герой» с Александром Петровым и Светланой Ходченковой
Герой нашего времени: рецензия на новый фильм «Джокер» с Хоакином ФениксомГерой нашего времени: рецензия на новый фильм «Джокер» с Хоакином Фениксом
Сто световых лет одиночества: рецензия на новый фантастический фильм «К звёздам» с Брэдом Питтом
Дополненная реальность: рецензия на новый фильм «Однажды в Стокгольме» с Итаном Хоуком и Нуми Рапас
Кукольный домик: рецензия на новый фильм ужасов «Проклятие Аннабель 3»
Тайны, дети, Мэрил Стрип: на телеэкраны вернулся сериал «Большая маленькая ложь»
«Я же мать»: рецензия на новый фантастический фильм «Дитя робота» с Хиллари Суэнк
Словарный запас: рецензия на новый фильм «Игры разумов» с Мэлом Гибсоном и Шоном Пенном
Моя семья: рецензия на новый кинокомикс «Шазам!» с Закари Ливаем и Марком Стронгом
Ложные воспоминания: рецензия на драму «Курск» о гибели российских подводников

Понадкусывал каждую печеньку: в Зейском заповеднике расплодились бурундукиОбщество
Мать пятерых детей, пожарный и учительница победили в конкурсе «Поступки и люди»Общество
Хоккеисты благовещенского «Форварда» победили на турнире в НовобурейскомОбщество
Амурчане чаще всего передают показания счетчиков через сайт ДЭКНовости партнеров
Гороскоп на 23 октября: Козероги позволят себе отдых, а Близнецы впустую потратят свое времяСоветы
Памятную доску поэтессе Светлане Борзуновой хотят установить на ее доме в БлаговещенскеОбщество

Читать все новости

Кино

Зловещая скукота: рецензия на фильм ужасов «Они» с Кэти Стивенс Зловещая скукота: рецензия на фильм ужасов «Они» с Кэти Стивенс
Обратный билет: рецензия на новый фильм Вуди Аллена «Дождливый день в Нью-Йорке»
У каждого свой «Путь»: в свет вышло полнометражное продолжение культового сериала «Во все тяжкие»
Дорогу молодым: рецензия на новый боевик «Гемини» с Уиллом Смитом
Асоциальная сеть: рецензия на новый фильм «Герой» с Александром Петровым и Светланой Ходченковой
Система Orphus