Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №116 (28885) от 10 декабря 2019 года
Издается с 24 февраля 1918 года
12 декабря 2019,
четверг

Агрегатные состояния: рецензия на новый фильм ужасов «Доктор Сон» по роману Стивена Кинга

Кино

Когда добрых десять лет назад американский писатель Стивен Кинг рассуждал о возможном выходе в свет продолжения «Сияния», одного из самых известных его произведений, вряд ли он подозревал, как все сложится. Написав книгу, которая почти не соприкасается с романом-первоисточником, «король ужасов» мог рассчитывать на более вежливое отношение со стороны тех, кто взялся новую историю экранизировать. Но целевая аудитория — штука капризная, а потому режиссер Марк Флэнеган, визуализируя «Доктор Сон», не мог не обратиться к творческому наследию Стэнли Кубрика, надергав из него чего только можно. Так и вышло, что фильм, который Кинг с момента появления терпеть не мог, настиг его почти через сорок лет после премьеры. 

Агрегатные состояния: рецензия на новый фильм ужасов «Доктор Сон» по роману Стивена Кинга / Когда добрых десять лет назад американский писатель Стивен Кинг рассуждал о возможном выходе в свет продолжения «Сияния», одного из самых известных его произведений, вряд ли он подозревал, как все сложится. Написав книгу, которая почти не соприкасается с романом-первоисточником, «король ужасов» мог рассчитывать на более вежливое отношение со стороны тех, кто взялся новую историю экранизировать. Но целевая аудитория — штука капризная, а потому режиссер Марк Флэнеган, визуализируя «Доктор Сон», не мог не обратиться к творческому наследию Стэнли Кубрика, надергав из него чего только можно. Так и вышло, что фильм, который Кинг с момента появления терпеть не мог, настиг его почти через сорок лет после премьеры. 

Картина Флэнегана, главная роль в которой досталась Юэну Макгрегору, в главном старается придерживаться книги: выживший малыш из «Сияния» по имени Дэнни Торранс существенно вырос, но, вместо того чтобы применять ясновидение на пользу себе и людям, стал алкоголиком. Весь в отца, в общем. Иногда его донимают призраки из отеля «Оверлук», в котором развивалось жуткое действие фильма Кубрика, но мужчина научился с этим справляться. В итоге Дэн встречает добрых людей, которые помогают ему избавиться от пагубной зависимости, но тут выясняется, что на свете есть не только те, кто «сияет», но и те, кто этим сиянием закусывает. На сцену выходит так называемый Истинный Узел во главе с Розой-в-Шляпе, которую весьма увлеченно играет Ребекка Фергюсон. От плохих ребят, которых сложно и людьми-то назвать, спасать придется девочку-подростка Абру. В нее природа вложила столько суперспособности, что Узлу хватит и наесться, и консервов впрок заготовить. Властям, понятное дело, этого не объяснишь, так что приходится действовать с помощью Анонимных Алкоголиков, смекалки и детских воспоминаний. Ах да, пушки еще. Дэну придется не раз вернуться в собственное прошлое, о чем нам красноречиво повествует заглавный постер фильма «Доктор Сон».

Никто явно не знает, что делать с основным конфликтом между суперсильной девочкой и суперхитрой вампирессой, который оказался слишком недолговечным, чтобы растягивать его на два с лишним часа.

Перед обоими авторами стояли непростые задачи. Кинг свою решил традиционным в последние годы способом. В его книге-продолжении практически нет пугающего, действие завязано исключительно на мистике, благородстве, отваге и отсылкам ко всяким там «Сумеркам», чтобы молодежи было веселей. Флэнегану из исходного материала вылепить хоррор было тоже совсем непросто. Пришлось рекрутировать армию призраков из кубриковской картины — во главе с фельдмаршалом в виде утопленницы из гостиничного номера 237. Были трудности и с актерским составом. По сути, достойно сыграть изначально способны лишь Макрегор и Фергюсон, а на втором плане любопытно смотрятся разве что Эмили Элин Линд и Карел Стрёйкен, известный более всего по роли Высокого Человека в сериале «Твин Пикс». А потому никакого Истинного Узла толком не получилось. Роза, конечно, вовсю расходует харизму и отлично смотрится в той самой шляпе, а когда ей нужно показать испуг или ярость, этому не мешает даже нелепое свечение в глазах, напоминающее нам, по всей видимости, о всеми позабытых телевизионных «Томминокерах». Главному герою отведено гораздо меньше пространства: Дэн просто ходит похмельно-печальный, пока не приходит время собраться и действовать. Прямо скажем, не Гамлета нужно было исполнить.

Остальные старательно изображают интерьер и стараются сильно не отсвечивать. А режиссеру, наверняка изначально думающему лишь о забавных отсылках к Кубрику, которые действительно здорово смотрелись бы в этой истории, приходится использовать «Оверлук» как единственный инструмент для щекотания зрительских нервов. Понятное дело, что тем, кто читал «Доктор Сон», не поможет и это. Но эти самые читатели в кино шли за экранизацией, а не за хоррором, прекрасно понимая, что никакого хоррора ожидать не приходится. Однако слово «ужасы» во время маркетинга используют вовсе не для тех, кто в курсе дела. В итоге Флэнаган вместо милых фанатскому сердцу деталей перетаскивает в свой фильм весь кубриковский отель — потому что в «Сиянии» Кинга он сгорел дотла, что специально для непонятливых еще раз подтверждается в «Мизери». Но старина Стэнли припас для последователей лазейку, а значит нужно заставлять малопохожих актеров косплеить Джека Николсона и Шелли Дювалл, заново рисовать лестницы, коридоры и ставшие классикой потоки красной жидкости. И даже вытаскивать из небытия сюжетный финт с бойлерной. И все потому, что никто явно не знает, что делать с основным конфликтом между суперсильной девочкой и суперхитрой вампирессой, который оказался слишком недолговечным, чтобы растягивать его на два с лишним часа.

«Доктор Сон», как и все произведения писателя 2010-х, явно страдает невысоким полетом фантазии, но это вовсе не значит, что нужно было еще сильнее подрезать эти крылья. 

Попытки собрать воедино видения двух великих творцов обернулись провалом: ничего удивительного, раз уж они с 80-х не в ладах. Возможно, из-за этого вообще не знакомому с историей о Торрансах зрителю не удастся как следует проникнуться сюжетом: что за «сияние», почему Роза и ее дружки называют его «пар», откуда в каждой ванне по покойнице? Но такая уж вещь эти сиквелы, чтобы озаботиться предварительным ознакомлением с тем, с чего все начиналось. Тем более что это явно предполагал хорошо знакомый с творчеством Кинга постановщик. Флэнаган, к слову, даже экранизировал «Игру Джеральда». В его послужном списке есть и настоящие хорроры — те же «Окулус» и «Сомния» способны доставить зрителю массу тревожных и даже неприятных минут. Но «Доктор Сон» — это явный замах на нечто большее, желание не просто поучиться у классиков, а развить их творчество и даже заставить немного поработать на себя. Что ж, не возбраняется и такое. Но истории, рассказанные Кингом и Кубриком, оказались слишком разными, чтобы пытаться сплести из них одну прочную нить. К продолжению нет претензий, скажем, в визуальном плане. Но в остальном «Доктор Сон» выглядит так, будто мы вынуждены слушать двух перебивающих друг друга рассказчиков. И даже странно, что их не трое.

Странно — потому что Флэнаган, работая над сценарием, основательно перелопатил роман. Конечно, в наши дни Кинг уже не реагирует на такие вещи чересчур болезненно, вся энергия уходит на борьбу с действующим президентом США, но все равно было чревато. И если в случае с концовкой все вполне объяснимо, то вот с какой целью нужно было одних персонажей удалять, других — лишать жизни, не дав произнести и пары фраз — не очень. Да, «Доктор Сон», как и все произведения писателя 2010-х, явно страдает невысоким полетом фантазии, но это вовсе не значит, что нужно было еще сильнее подрезать эти крылья. А раз уж речь зашла о Кубрике, то не стоит забывать: хоть зрители и ставят вечно на первые места «Побег из Шоушенка» и «Зелёную милю», с точки зрения искусства именно «Сияние» смогло войти в историю, как бы сам Кинг потом не ворчал. Возможно, фильм достоин более творческого подхода к продолжению. Так или иначе, вернуться в «Оверлук» во второй раз за полтора года (до этого такую возможность предоставляла лента Стивена Спилберга «Первому игроку приготовиться») было здорово. А остальное, глядишь, со временем и приложится. Может, мы плохо смотрели.

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Городская легенда: рецензия на новый фильм Эдварда Нортона «Сиротский Бруклин»Городская легенда: рецензия на новый фильм Эдварда Нортона «Сиротский Бруклин»
Всё до лампочки: рецензия на новый фильм «Война токов» с Бенедиктом КамбербэтчемВсё до лампочки: рецензия на новый фильм «Война токов» с Бенедиктом Камбербэтчем
Старики-разбойники: рецензия на фильм Мартина Скорсезе «Ирландец» с Робертом де Ниро и Алем Пачино
Что и требовалось доказать: рецензия на новый фильм «Достать ножи» с Дэниелом Крейгом
Изо всех лошадиных сил:рецензия на фильм «Ford против Ferrari» с Кристианом Бейлом и Мэттом Деймоном
Мы все тяжело больны: сериал «Эпидемия» презентовали зрителям
Реальность страшнее: рецензия на новый шведский триллер «Идеальный пациент»
Агрегатные состояния: рецензия на новый фильм ужасов «Доктор Сон» по роману Стивена Кинга
Падают листья: рецензия на криминальную драму «Кокаиновый барон» с Николасом Кейджем
Любите, девушки: рецензия на новый боевик «Терминатор. Темные судьбы» с Арнольдом Шварценеггером

Гороскоп на 12 декабря: Рыбы будут недовольны своим доходом, а у Весов начнется служебный романСоветы
Вырубку леса амурские власти возьмут под контрольВласть
В Зее мать обвиняют в гибели грудного ребенкаПроисшествия8
«Год был очень непростым, но вы справились»: губернатор наградил лучших аграриев ПриамурьяВласть
Экс-сотрудник мэрии Благовещенска осужден на 3,5 года за мошенничествоОбщество
Подтопленные амурские школы и детсады получат бактерицидные облучателиПаводок—2019

Читать все новости

Кино

Долго и счастливо: рецензия на драму «Брачная история» со Скарлетт Йоханссон и Адамом Драйвером Долго и счастливо: рецензия на драму «Брачная история» со Скарлетт Йоханссон и Адамом Драйвером
Городская легенда: рецензия на новый фильм Эдварда Нортона «Сиротский Бруклин»
Всё до лампочки: рецензия на новый фильм «Война токов» с Бенедиктом Камбербэтчем
Старики-разбойники: рецензия на фильм Мартина Скорсезе «Ирландец» с Робертом де Ниро и Алем Пачино
Что и требовалось доказать: рецензия на новый фильм «Достать ножи» с Дэниелом Крейгом
Система Orphus