Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №36 (28926) от 10 сентября 2020 года
Издается с 24 февраля 1918 года
26 сентября 2020,
суббота

И жизнь, и слезы, и любовь: «Пролетный гусь» от МХТ заставил амурского зрителя плакать

Общество

Приготовьте платочки — совет тем, кто планирует увидеть постановку «Пролетный гусь» Московского художественного театра имени Чехова. Впрочем, к этому будут готовы все, кто хоть раз читал прозу Виктора Астафьева. По двум его рассказам и написан сценарий постановки. Реализм и ломка всех театральных шаблонов — так бы я назвала спектакль, который стал первым для столичного театра после полугода без зрителей и гастролей. И это сыграло на руку нам, амурским зрителям, неизбалованным большим театром — вдвойне: несколько месяцев артисты копили в себе энергию, которая вечером во вторник, первого сентября, просто взорвала зал драмтеатра. За два с лишним часа здесь было все: смех, грусть и настоящие слезы.  

  • Фото: Андрей Ильинский

Искусство против ковид

— Для нас все очень волнительно — мы открываем сезон спектаклем в Благовещенске. И не играли мы, как и другие актеры, полгода — для нас, конечно, это испытание. Мало того что мы волнуемся, потому что давно «не брали в руки шашки», так  еще и ответственно, что мы в гостях, и нам очень важно, как нас примет публика Благовещенска, — поделилась эмоциями перед началом спектакля Кристина Бабушкина, актриса, сыгравшая одну из основных и ярких ролей постановки — Виталию Гордеевну. — Я всегда, когда зову на этот спектакль своих знакомых, говорю о нем так: душа обязана трудиться. Все мы знаем творчество Астафьева — у него не бывает просто, мне кажется, что эта литература попадает в любого зрителя. Мы играем этот спектакль 20 лет, представляете?! Мы его обожаем, мы одна семья, одна команда, мы все росли вместе с ним, и нам очень важно  донести настроение, мысли самого автора.  

Это тот случай, когда постановка родилась из души, — ее показали как «домашнюю» в 2002 году во время МХАТовских вечеров, к которым молодые актеры готовят литературно-музыкальные композиции. Автор — педагог и актриса Марина Брусникина. После того как Олег Табаков увидел этот спектакль, он появился в репертуаре театра. С тех пор «Пролетный гусь» исколесил всю страну и стал участником фестиваля «Золотая маска».

«Мы пришли сюда, чтобы вспомнить, что и наша душа жива. Что она умеет чувствовать и простую человеческую радость, и сочувствовать до слез чужому, но такому понятному горю».

Спектакль и для легендарного театра, и для амурчан впервые прошел в новом «коронавирусном» формате. «Мы тут у вас и посмотрим, что это за «шахматная рассадка» в зале», — улыбаются актеры, увидев журналистов в медицинских масках. По их словам,  в родном театре они открывают новый сезон с 7 сентября и очень ждут возвращения на сцену.

Для амурского же зрителя измерение температуры на входе и обработка рук антисептиком уже довольно привычны и не доставили особого неудобства. По крайней мере, меры безопасности точно не помешали полностью насладиться искусством.  

Душа-то живая

Понятно, что за спектаклем с такой долгой историей уже стоит множество отзывов — как обычных зрителей, так и профессиональных критиков. Я шла на постановку с чистой памятью — не углубившись в эти отзывы, чтобы получить свое собственное мнение.

Сегодня, 2 сентября состоится второй спектакль в амурском театре драмы, а 3 сентября в 18.30 спектакль «Пролетный гусь» покажут в рамках фестиваля «Золотая маска» в Доме офицеров Белогорска.

В «Гусе» нет специальных декораций и нет ролей — тех, к которым мы привыкли. Едва начав вычленять главных героев и сочувствовать их судьбе, мы видим, как текст персонажей перехватывают другие актеры. По очереди каждый становится то Данилой, то Мариной, то голосом автора. Не сразу понимаю, что на сцене один герой — и это текст. Художественное произведение, которое оживляют своими голосами несколько актеров. Некоторые критики обвинили спектакль в том, что по факту он — просто чтение рассказов Астафьева. И это действительно так. Это чтение, но какое чтение… Актеры бережно несут текст писателя то громкой песней, то шепотом, то срываясь на крик — несут его так, что вместе с текстом ты смеешься, подпеваешь, вздыхаешь, а потом просто рыдаешь — и не можешь остановиться.

Первая часть спектакля прошла почти в полной тишине в зале — страшно было даже аплодисментами разрушить эту камерность, эту интимность, созданную актерами на сцене. К финалу первой части, которая закончилась самоубийством главной героини, пережившей сына и мужа, плакала я и другие зрители — могу ручаться за сидевших рядом.

Вторая часть спектакля по рассказу «Бабушкин праздник» меняет тональность — исчезают черные наряды, появляются яркие платья, светлые рубахи и столы, которые ломятся от яств. И вот мы уже смеемся над веселой попойкой такой родной, такой русской семьи, подпеваем и танцуем вместе с актерами. Здесь все чаще звучат аплодисменты — после каждого исполнения берущих за самое русское нутро песен. Но за всем этим кажущимся весельем в финале снова звучит Астафьев, возвращающий в реальность, когда выясняется, что этот праздник застал в живых всю компанию в последний раз. И тихие слова выросшего мальчика: «Сердце-то оно живое… не камень»  расставляют все по местам. Мы пришли сюда, чтобы вспомнить, что и наша душа жива. Что она умеет чувствовать и простую человеческую радость, и сочувствовать до слез чужому, но такому понятному горю. Разбередившие сердце артисты сорвали овации – благодарный зал долго не отпускал актеров со сцены.

— Сам материал и спектакль интересны тем, что это про всех нас — про наши семьи, и в нем есть такие объединяющие начало и теплота, что любой зритель находит среди героев члена своей семьи. В тексте заложено столько любви и доброты, и это всегда находит очень большой отклик у зрителей, — признается актер МХТ Павел Ващилин.

МХТ имени А. П. Чехова

Один из двух театральных коллективов, образованных при разделении труппы МХАТ (основоположник — Станиславский) в 1987 году. До 1989 г. сохранял название МХАТ им. Горького, а с 1989 г. стал носить имя А. П.Чехова. Имеет постоянную сцену в Камергерском переулке в Москве. В 1970— 2000 гг. главным режиссером театра и его художественным руководителем был Олег Ефремов. С 2000 года театр возглавил Олег Табаков. Среди постановок театра: «Кабала святош» по произведению  Михаила Булгакова, «Варвары» Максима Горького, «Вишневый сад», «Три сестры» Чехова, «Горе от ума» Грибоедова, «Трагики и комедианты» Арро, «Возможная встреча» Барца, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана. В разные годы в спектаклях театра были заняты актеры: Олег Ефремов, Иннокентий Смоктуновский, Анна Вертинская, Елена Проклова, Юрий Богатырев, Андрей Мягков и другие.

«Пролетный гусь»

Режиссер: Марина Брусникина

Художник: Ирина Смурыгина-Терлицки

Артисты: Кристина Бабушкина, Янина Колесниченко, Юлия Ковалева, Татьяна Розова, Ксения Теплова, Алена Хованская, Павел Ващилин, Алексей Красненков, Олег Тополянский, Валерий Трошин, Эдуард Чекмазов. В 2004 году создатели спектакля были удостоены Государственной премии РФ.

В 2004 году создатели спектакля были удостоены Государственной

Возрастная категория материалов: 18+

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

1
03.09.2020, 01:49

Замечательная рецензия.

— Идея
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Благовещенские молодожены сбежали со свадьбы на спектакль московского театра «Пигмалион»Благовещенские молодожены сбежали со свадьбы на спектакль московского театра «Пигмалион»
Президент премии «Золотая маска» Игорь Костолевский: «Граница между провинцией и столицей стирается»Президент премии «Золотая маска» Игорь Костолевский: «Граница между провинцией и столицей стирается»
«Это не стендап-шоу»: фестиваль «Золотая маска» завершился спектаклем «Пигмалион» по пьесе Шоу
Авантюра по Булгакову: один из спектаклей фестиваля «Золотая маска» посвятили медикам
Лучший в мире: мюзикл «Шербурские зонтики» привез в Благовещенск оркестр и уникальные декорации
Понятно без слов: после «Материнского поля» зрители потрясенно молчали
Офисные твари и где они обитают: Театр наций показал амурскому зрителю изнанку современного офиса
Мама всегда с тобой: театр имени Пушкина показал свою версию знаменитого романа Ромена Гари
«Пандемия и театр – для нас новинка»: Александра Урсуляк и Игорь Гордин прилетели в Благовещенск
Актриса Кристина Бабушкина прогулялась по Благовещенску и сфотографировалась с Дружком

Фото: Андрей ИльинскийФото: Андрей Ильинский
За уборку города и слоган благовещенцам подарят планшетыОбщество
Пневмония у половины заболевших: в Амурской области 32 новых случая COVID-2019Коронавирус
В парках Хэйхэ и Благовещенска установят одинаковые скульптурыОбщество
В Ивановке после масштабной модернизации открыли самую современную библиотекуОбщество
В амурских лесах разложат брикеты с вакциной от бешенстваОбщество
Задержанного в аэропорту мужчину заключили под стражу на время расследования дела о взяткеОбщество

Читать все новости

Общество

За уборку города и слоган благовещенцам подарят планшеты За уборку города и слоган благовещенцам подарят планшеты
Амурскую область накроет непогода: прогноз обещает сильные дожди и ветер
В парках Хэйхэ и Благовещенска установят одинаковые скульптуры
Дальнобойщику Джамалу помогает отремонтировать машину семья из села Старая Райчиха
В Ивановке после масштабной модернизации открыли самую современную библиотеку
Система Orphus