Фото: БГПУФото: БГПУ

«Говорящую голову» никто не будет слушать

— Вера Витальевна, БГПУ — это единственный педагогический вуз на Дальнем Востоке, который готовит педагогов на протяжении всей своей истории, более 90 лет. На ваш взгляд, как трансформировалась роль педагога в современном мире, как изменилась профессия учителя?

— Учитель — это вечная и в то же время очень разносторонняя профессия. Она постоянно трансформируется, в зависимости от потребностей и запросов общества. Сегодняшние педагоги отличаются от педагогов, которые работали в школах несколько десятилетий назад, поскольку у современных школьников запрос и потребности отличаются от тех, что были у школьников предыдущих поколений. Сегодняшний учитель не может оставаться таким, каким был вчера. Говорящую голову ни в школе, ни в университете сейчас никто не будет слушать. Молодым людям нужен диалог на равных. Им нужен не просто носитель информации, а человек, способный стать своеобразным проводником во взрослую жизнь, способный увидеть потенциал в каждом ученике. Современный учитель — это скульптор, который творит будущее.

— В таком случае, как изменилась профессия педагога и какие требования предъявляются сегодня к тем, кто эту профессию выбрал?

950 абитуриентов поступили в этом году в БГПУ на бакалавриат и магистратуру

— Кроме знаний своего предмета, от учителя требуются такие компетенции, как креативность, критическое мышление, кооперации и коммуникации, так называемая концепция 4К. А еще необходима Л-компетенция, основанная на стремлении к личностному росту. Только такой человек будет интересен для школьников, только такого современные дети готовы слушать на уроках. В школы сегодня вернулись театры, музеи, различные патриотические объединения. А это значит, что выпускник педагогического вуза, который приходит в школу, должен быть готов включиться в работу этих объединений, причем независимо от того, какой предмет он ведет. Чтобы готовить такие кадры, нашему вузу необходимо все время работать на опережение, предвидеть завтрашний запрос. Поэтому для всех наших студентов в университете ведутся дополнительные занятия, не связанные напрямую с их направлениями подготовки. Например, ораторское мастерство, архивно-музейная практика, проектная деятельность, в том числе социальное проектирование, и многое другое. Идею ввести такую дисциплину, как проектная деятельность, подсказала жизнь. Оказалось, что современные школы оснащены лучше, чем наш вуз. В амурских школах стали открываться «Точки роста», появлялось новое оборудование, с которым наши выпускники до этого не работали.

— Как вы вышли из сложившегося положения?

— Ситуация стала меняться в 2021–2022 годах. В прошлом году наш вуз стал победителем в дальневосточном треке программы «Приоритет-2030» и получил средства на новую стратегию своего развития. В БГПУ был создан технопарк универсальных педагогических компетенций «Учитель будущего поколения России». Его оснастили новейшим оборудованием для лабораторных исследований, создания VR-реальности. Технопарк открыт для всех студентов без исключения. Также в университете действует педагогический кванториум, где проводятся занятия для учащихся всех направлений подготовки. Хотелось бы отметить, что первыми цифровую трансформацию высшего образования оценили наши преподаватели, которые активно начали использовать новые технологии в своей работе. Конечно, перестроиться на работу в новом, цифровом формате получилось не у всех сразу. Но ведь тот, кто сам не готов учиться, не может учить других.

«Ковидные ограничения заставили искать новые формы работы»

— Вы начали говорить об изменениях, в том числе связанных с цифровыми компетенциями. Пандемия обострила вопрос, связанный и с цифровой грамотностью, и с подготовкой системы образования в целом при работе в изменившихся условиях. Как цифровизация образовательной среды повлияла на работу БГПУ?

— Действительно, в период пандемии цифровые сервисы стали использоваться более активно. Однако внедрение цифровых решений в образовательный процесс началось в нашем вузе еще до пандемии. Ковидные ограничения заставили всех искать новые формы работы, так что цифровые преобразования ускорились. Все иностранные студенты, поступившие в БГПУ в период пандемии, обучались в дистанционном формате. К аудиторной форме обучения они приступили только в этом учебном году. До этого учились, используя онлайн-формат.

Технопарк в БГПУ оснастили новейшим оборудованием для создания VR-реальности и лабораторных исследований.

Также в период ограничений, связанных с эпидемиологической обстановкой, наш университет заключил ряд сетевых договоров о реализации образовательных программ с преподавателями ведущих вузов страны. Практика проведения занятий в онлайн-формате осталась и сегодня. Она активно используется в образовательном процессе. Кроме этого, была создана электронная образовательная среда вуза, работающая на платформе Moodle. Личный кабинет в этой образовательной среде есть у всех наших преподавателей и студентов. На платформе размещаются задания для самостоятельной работы, есть возможность следить за успеваемостью.

Наши студенты, которые выбрали заочную форму обучения, большую часть заданий выполняют самостоятельно, используя платформу Moodle. Видеолекции, конструкторы тестов и многое другое — цифровое пространство университета постоянно наполняется. Надо отметить, что цифровые технологии внедряются не только в образовательный процесс. Три года назад в БГПУ была введена система пропуска с помощью QR-кода. В период пандемии добавилась информация о прививках. Сейчас приложение, которым пользуются и студенты, и преподаватели, позволяет посещать библиотеку БГПУ, видеть изменения в расписании лекций и семинаров, отслеживать актуальную информацию обо всех внеучебных мероприятиях. Словом, вся актуальная информация теперь у каждого — в телефоне.

Ректору тоже нужно учиться

— Повышение профессионального мастерства преподавателей — одна из главных задач любого вуза. Расскажите, как совершенствуют свое мастерство преподаватели БГПУ.

— Существуют установленные требования, согласно которым преподаватели должны повышать свою квалификацию раз в три года. Наши преподаватели — это открытые новому, творческие люди, которые постоянно совершенствуется. Мы тесно сотрудничаем с обществом «Знание», специалисты которого приглашают сотрудников университета на обучающие мероприятия. Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород — география курсов повышения квалификации у сотрудников вуза очень обширная. Хочу заметить, что интерес нашего профессорско-преподавательского коллектива не ограничен лишь какой-то одной предметной областью. Мои коллеги посещают различные художественные конкурсы, участвуют в исторических квестах и других интересных мероприятиях. После поездок у них горят глаза, они готовы делиться полученной информацией, воплощать новые проекты. В 2022 году БГПУ вошел в дальневосточный трек программы «Приоритет-2030», что также дало нам возможность посещать различные стратегические сессии, интенсивы, организуемые партнерами вуза. Возможность повысить свою квалификацию — это ведь еще и способ избежать профессионального выгорания. Поэтому мы стараемся идти навстречу преподавателям, которые хотят ездить на стажировки, учиться новому, получать новый опыт и овладевать дополнительными компетенциями.

— А ректору нужно учиться?

— И ректору в том числе. Сейчас я готовлюсь пройти курсы переподготовки в Высшей школе экономики. Буду учиться на руководителя современного вуза. Четыре модуля по программе, которую я выбрала, рассчитаны на онлайн-формат, а пятый модуль будет проходить в «Кочубей-центре» в городе Пушкин. Я люблю учиться, мне это очень интересно. Ведь учеба — это возможность посмотреть на себя и свою работу со стороны, познакомиться с интересными людьми, напитаться новыми идеями.

БГПУ изучит проблему дефицита кадров в образовании

— Существует представление, что профессия учителя перестала быть престижной и уважаемой. В то же время в БГПУ поступают очень сильные абитуриенты.

103 обще образовательных организации приняли летом участие в профориентационных мероприятиях и проектах, организованных в «Кванториуме» БГПУ

— Действительно, было время, когда работать экономистом, юристом, быть занятым в сфере торговли было престижнее, чем быть учителем. В  публичном пространстве велись разговоры, основная мысль которых: «Учить может каждый». Конечно, это не могло не ударить попрестижу профессии педагога. Я убеждена, что учитель не может учиться и работать сам по себе, его должна воспитать среда педагогического вуза. В этой связи можно сказать, что мы успели «вскочить в последний вагон», вспомнив истину, что образование — это процесс, подразумевающий обучение и воспитание, неразрывно связанные между собой. Сегодня профессия учителя возвращает свой престиж. И объявление 2023 года Годом педагога и наставника — важный шаг к признанию особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность, способ заострить внимание на том, какую важную роль выполняют в современном обществе педагоги.

— Вера Витальевна, есть данные, что примерно 80 процентов выпускников БГПУ в течение первого года находят работу. Но при этом учителей в амурских школах постоянно не хватает. Почему так происходит?

— Это — вопрос, на который не существует однозначного ответа. По статистике, 30 процентов амурских школьников, сдавших ЕГЭ, покидают наш регион. Получая высокие баллы, они могут поступить в вузы, которые находятся в крупных городах. Для детей это — шанс. Но у этого процесса есть и обратная сторона — из области уезжает молодежь, люди, которые могли бы получить образование и работать здесь. Ведь, по статистике, большинство тех, кто получает диплом о высшем образовании, остаются в том регионе, в котором они учились. В прошлом году в области было открыто почти 500 вакансий для школьных учителей. Проблема с кадрами существует, и вряд ли наш вуз в одиночку может ее решить. Наши выпускники — это люди, влюбленные в свою профессию, говорящие «на одном языке» с детьми, готовые делиться своими знаниями, работать в соответствии с современными требованиями.

Вместе с тем надежды самих молодых педагогов оправдываются не всегда. Далеко не во всех амурских селах сегодня есть качественное медицинское обслуживание. Где-то молодому специалисту предлагают жить в доме с печным отоплением или выделяют комнату при школе. По-прежнему не во всех населенных пунктах есть высокоскоростной интернет и оборудование, необходимое для работы современного учителя. И это в то время, когда мы говорим о цифровизации образования! К сожалению, не во всех школах с готовностью принимают свежие идеи молодых педагогов, особенно в коллективах, где большинство учителей — люди «старой закалки», привыкшие работать по старинке. Конечно, такая ситуация складывается не везде. К примеру, молодым педагогам, которые приезжают работать в Свободный, при трудоустройстве выплачивают 600 тысяч рублей. Это — самые большие подъемные для молодых учителей в Амурской области. Кроме этого, город президентского внимания обеспечивает их жильем. Свободный — территория, в которой в нынешнем учебном году было заключено самое большое количество целевых договоров с БГПУ на обучение. Это значит, что после окончания нашего университета эти выпускники приедут работать в город.

— По вашему мнению, возможно ли как-то повлиять на ситуацию с нехваткой кадров в образовательной сфере?

22 педагога летом 2023 года прошли курсы повышения квалификации на базе педагогического «Кванториума» БГПУ

— Участие нашего университета в программе «Приоритет-2030» позволит глубже изучить проблему кадрового голода в системе образования с помощью специального мониторингового исследования. Мы уже закупили необходимое для этого оборудование и программное обеспечение, а также тестовые материалы. В исследованиях будут участвовать несколько фокус-групп — это школьники, студенты БГПУ, выпускники, окончившие вуз в течение трех последних лет, а также педагоги с опытом работы. Пока мы в самом начале пути, поэтому о результатах работы можно будет говорить не раньше, чем через год. Мы надеемся, что это исследование позволит ответить на многие актуальные вопросы в области дефицита кадров, выяснить, каких компетенций не хватает современному педагогу и что необходимо, чтобы проблема была решена.

Рекордное количество иностранцев обучается в этом году в БГПУ — 650 студентов.

Учитель завтрашнего дня

— Сколько, по вашим данным, выпускников вуза работают сегодня в системе образования? Должен ли выпускник БГПУ обязательно работать школьным учителем?

— Каждый год выпускниками БГПУ становятся порядка 400 человек. Скажу без ложной скромности: работодатели высоко оценивают подготовку наших юношей и девушек, причем не только в системе образования. Наши выпускники трудятся в самых разных сферах. Они работают не только в общеобразовательных школах, но также в колледжах, детских садах, в языковых, музыкальных, художественных школах, открывают частные детские сады, трудятся педагогамидефектологами, частными учителями и тренерами. То, что не все из них работают в общеобразовательных школах, не значит, что они не остаются в профессии, которую выбрали. Хотелось бы добавить, что примерно половина учащихся психолого-педагогических классов, действующих в амурских школах, в итоге поступают на программы педагогической направленности. Многие из учащихся таких классов потом идут работать в школу педагогами.

— А как часто выпускники БГПУ остаются работать в университете?

 

— В нашем вузе действует целевая программа «Молодой университет», направленная на обеспечение сохранения и развития кадрового резерва вуза. Наши выпускники, молодые преподаватели, оставаясь в БГПУ, получают доплату в размере 15 тысяч рублей в месяц в течение первых трех лет. Такая практика действует с сентября 2022 года. Сегодня порядка 18 процентов от общего количества преподавателей — это молодые кадры. Они работают не только в вузе, но и в лицее БГПУ, ведут лабораторные занятия. У каждого есть наставник из числа опытных преподавателей. Мы готовы поддерживать прогрессивных молодых специалистов, они нужны любому вузу.

— В рамках федеральной программы БГПУ будет реализовывать проект «Учитель будущего для новой школы России». Повашему, учитель будущего — какой он?

— На этот вопрос еще предстоит ответить. Единственное, что можно сказать определенно, это то, что в современную школу должен прийти учитель, готовый учиться сам и умеющий выстраивать индивидуальную траекторию обучения для каждого ребенка, учитель, способный быть гибким, идти в ногу со временем. Учитель, готовый не к сегодняшнему дню, а к вызовам, которые его ожидают завтра.