Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №32 (28922) от 13 августа 2020 года
Издается с 24 февраля 1918 года
14 августа 2020,
пятница

Обреченные ницшеанцы: рецензия на новый фильм «Орлеан» с Еленой Лядовой

Кино

Фантасмагория — не самый популярный в народе киножанр. И хотя это слово большими буквами написано на официальном постере «Орлеана», позиционируется он все равно как комедия. Из-за этого многие зрители могут почувствовать себя обманутыми уже на середине картины Андрея Прошкина, слишком сложной, чтобы только лишь веселить публику. От юмора, чаще черного, чем каких-либо других цветов, создатели «Орлеана» переходят к философии, недосказанности и притчам, не стесняясь заведомой банальности последних. Зато на фоне на редкость неудачного пока киногода в России мы имеем возможность увидеть ряд прекрасных актерских работ — в первую очередь Олега Ягодина и Елены Лядовой.

Первые же кадры картины напоминают нам о лентах «Левиафан» и «Изображая жертву» — за последующие без малого два часа зритель увидит еще много разнообразных аллюзий. Прошкин уже работал с писателем-сценаристом Юрием Арабовым, как работал и его отец — известный советский и российский режиссер, снявший, в частности, «Холодное лето 53-го». В сотрудничестве с этим автором династия выдала «Чудо» и «Орду», но именно «Орлеану» суждено было стать своего рода фильмом-вызовом. Это еще более примечательно, если вспомнить, что лента создана при поддержке Министерства культуры, а ведь дразнить наиболее нервные слои российского общества она начинает еще афишами. На них сложно не разглядеть Елену Лядову в образе Мадонны, причем не той, что время от времени падает с американских сцен. Орлеанское общество погрязло в разврате, преступлениях и равнодушии к страданиям ближних, а потому ему положена соответствующая кара.

Буря, которая сотрет провинившийся город с лица земли, приближается не спеша, по булгаковским канонам. А пока высшие силы арендуют под офис заброшенную АЗС и берутся за грешников персонально. Стандартно воплощенный на экране Виктором Сухоруковым Экзекутор, не знающий жалости и не восприимчивый к смерти, стращает грядущими муками за прерывание беременности парикмахершу Лидку (Лядова). Образ жизни одинокой провинциальной сотрудницы индустрии красоты заставляет ее регулярно прибегать к услугам акушера Рудика (Ягодин). Обратившись к нему за помощью и в этом неординарном случае, героиня невольно вовлекает в не самую приятную историю и других жителей города, в том числе и начальника полиции Неволина (Виталий Хаев), который, конечно, практикует деспотизм и двурушничество, а расслабляется массажем и «амазонками». Вступая в заранее проигранную борьбу с незнакомцем, который воплощает в себе всю воландовскую свиту и самого Воланда в придачу, орлеанцам придется узнать, к чему приводят покушения на собственную совесть.

Изначально «Орлеан» — это роман, в котором также предостаточно аллюзий, магического реализма и философских забав. Арабов вкладывает доходящий до комичного пафос в уста Экзекутора, который при этом является людям то клерком, то сантехником, а то и вовсе обитателем выдвижного ящика в морге. При этом обычные жители города, вроде бы не выходящие за рамки привычно греховного существования, время от времени преспокойно демонстрируют неплохие познания в области неоплатонизма и ницшеанства. Этот факт  заставляет вспомнить о романах Виктора Пелевина. И не зря. К середине картины речь пойдет, например, о медитациях с помощью неработающего телевизора. Зато тематика спиртного и наркотиков, характерная для подобного кино, в «Орлеане» задвинута куда-то на третий план, да и выпив, герои становятся свидетелями таких событий, что мгновенно приходят в себя. Создатели фильма предпочитают теме дурмана тему смерти. Начинается лента подобно криминальному сериалу и время от времени пытается чем-то таким быть. Ну и в приезжем цирке заживо распиливают пополам граждан Российской Федерации. 

Сами по себе главные персонажи сыграны безупречно. Елена Лядова за роль Лидки  получила  серебряного «Святого Георгия» на последнем Московском международном кинофестивале — в фильме ей удается несколько раз кардинально перевоплотиться, что не могло уйти от внимания жюри фестиваля. Театральный актер Олег Ягодин нечасто появляется на киноэкранах, хотя амурчане на днях могли увидеть его в «Ангелах революции» в рамках «Амурской осени». В «Орлеане» он играет умного человека, отгородившегося от выпавших на его долю несчастий и собственной слабости стеной отточенного цинизма. Этой практике он, в отличие от остальных персонажей, остается верен до конца. Виталий Хаев, наоборот, регулярно предстает перед зрителем в телесериалах и к тому же долгое время ассоциировался с ведущим какого-то там всероссийского лото. Но именно в авторском кино (а «Орлеан», безусловно, именно таков) ему удается найти нужное пространство, и даже жаль, что закон запрещает его битому судьбой герою с говорящей фамилией Неволин нецензурно выражаться. 

«Орлеан» не назовешь ни глупым, ни скучным, не перенасыщенным «чернухой», тем не менее больших сборов ему явно не видать. Зато Прошкин сотоварищи в очередной раз с успехом продемонстрировали, что на деньги, выделяемые Фондом кино, можно снимать не только идиотские комедии с дарованиями из КВН, но и ленты, достойные внимания фестивалей европейского и мирового значения. Фильм хорош в том числе и деталями. Чего стоят только гигантский кот Гильгамеш со своим двухсекундным бенефисом или пушкинский набор из трех игральных карт, завершающий линию начальника полиции. Удивительно, но происходящее не оставляет гнетущего отголоска в сознании зрителя. И дело даже не в том, что все обязательно получают по заслугам. Несмотря на бетонную стелу на въезде в город и прочие материальные доказательства существования русского Орлеана, он все-таки не выглядит настоящим. А выдумкам, даже самым изощренным, не так-то просто сопереживать.

Возрастная категория материалов: 18+

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

1
27.09.2015, 06:58

Как правильно отметил рецензент — фильм неоднозначен и полон философских аллюзий. Единственно — это не о городе Орлеан (яркая параллель — американский Новый Орлеан где на 222000 граждан приходится 119000 преступлений в год, превращённый ураганом Катрин в развалины). Повествует этот фильм о нашей стране, погрязшей в злобе и безнравственности, бездуховности и преступлениях. И, как доказательство — обратите внимание на надпись Орлеан у въезда в город, за ней — нефтяной насос. Причём, надпись начинает светиться, когда насос на пару секунд приходит в движение. Маленькое торнадо на горизонте — такое далёкое в начале фильма, вырастает до небес и вдребезги разносит окна в финале. Экзекутор — Воланд? Да Бог с вами, это образ Совести. Продажный полицейский символизирует исполнительную власть. Врач Рудик — символ тех, кто предпочитает ничего не видеть и не слышать, смиряясь с произволом царящим вокруг, закрываясь цинизмом и понемногу теряющих человеческий облик. Имеющий глаза — да увидит. Цельная и качественная работа режиссёра и актерского ансамбля потрясает и ошеломляет. Давно не видел такого фильма созданного отечественной кинематографией. Браво!

— vsKluchick (гость)
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Спасение отупляющих: рецензия на новый фильм «Неистовый» с Расселом Кроу и Джимми СимпсономСпасение отупляющих: рецензия на новый фильм «Неистовый» с Расселом Кроу и Джимми Симпсоном
Корни привередливые: рецензия на новый сериал «Чики» с Ириной Горбачёвой и Антоном ЛапенкоКорни привередливые: рецензия на новый сериал «Чики» с Ириной Горбачёвой и Антоном Лапенко
Фильм «Лед 2» растопил сердца зрителей и заработал миллиард
В произвольном порядке: новый сериал «Допрос» против стереотипов телевидения
Дорогая передача: рецензия на новый фильм «Скандал» с Шарлиз Терон и Николь Кидман
Порядочные люди: рецензия на фильм Гая Ричи «Джентльмены» с Мэттью МакКонахи и Колином Фарреллом
Химия и жизнь: рецензия на новый фильм «Тёмные воды» с Марком Руффало и Энн Хэтэуэй
Вместо девичника: рецензия на новый кинокомикс «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн»
Боги, девочка и волк: рецензия на новый скандинавский кинокомикс «Вальгалла: Рагнарёк»
Очень личная мировая: рецензия на новую военную драму Сэма Мендеса «1917»
Отцы и деды: рецензия на новый боевик «Плохие парни навсегда» с Уиллом Смитом и Мартином Лоуренсом

Фото: kinopoisk.ru

Амурские сельхозпредприятия мотивируют трудоустраивать больше молодых аграриевВласть
Более 200 бетонных опор освещения заменят цинковыми на улице Калинина в БлаговещенскеОбщество
Цвет настроения черный: благовещенцы отвергли при опросе серый фасад областной библиотекиОбщество3
Погибший под грузовым поездом амурчанин оказался жителем БелогорскаВласть
На покупку жилья амурским ветеранам боевых действий область выделила 35 миллионовОбщество
Почти две тысячи амурчан выздоровели от COVID-2019: сводка за суткиКоронавирус

Читать все новости

Кино

Спасение отупляющих: рецензия на новый фильм «Неистовый» с Расселом Кроу и Джимми Симпсоном Спасение отупляющих: рецензия на новый фильм «Неистовый» с Расселом Кроу и Джимми Симпсоном
«Перед съемками я посмотрел, на кого равняться»: Дмитрий Миллер о съемках в «Андреевском флаге»
«Белый снег»: историю магаданской лыжницы Елены Вяльбе изложили в спортивной драме
Корни привередливые: рецензия на новый сериал «Чики» с Ириной Горбачёвой и Антоном Лапенко
Модный приговор: рецензия на новый фильм «Подлинная история банды Келли» с Расселом Кроу
Система Orphus