Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №32 (28922) от 13 августа 2020 года
Издается с 24 февраля 1918 года
20 сентября 2020,
воскресенье

БГПУ использует собственные онлайн-платформы для дистанционного обучения студентов

Общество

Ситуация с коронавирусом вынудила многих работать и учиться дистанционно. Благовещенский государственный педагогический университет оказался готов к такому развитию событий — благодаря тому, что в вузе существует развитая электронная информационно-образовательная среда. Часть программы будущие учителя уже осваивали с мощной электронной поддержкой. Проблема возникла в другом — не у всех ребят, находящихся на самоизоляции по месту жительства, есть интернет. Отправлять отчетные работы почтой из отдаленных сел — тоже не вариант, поэтому в вузе приняли решение перенести на осень зачеты и экзамены для части студентов. О проблемах дистанционного образования мы беседуем с директором Центра дистанционного обучения БГПУ, доцентом кафедры информатики и методики преподавания информатики, кандидатом педагогических наук Мариной Войцеховской.

БГПУ использует собственные онлайн-платформы для дистанционного обучения студентов / Ситуация с коронавирусом вынудила многих работать и учиться дистанционно. Благовещенский государственный педагогический университет оказался готов к такому развитию событий — благодаря тому, что в вузе существует развитая электронная информационно-образовательная среда. Часть программы будущие учителя уже осваивали с мощной электронной поддержкой. Проблема возникла в другом — не у всех ребят, находящихся на самоизоляции по месту жительства, есть интернет. Отправлять отчетные работы почтой из отдаленных сел — тоже не вариант, поэтому в вузе приняли решение перенести на осень зачеты и экзамены для части студентов. О проблемах дистанционного образования мы беседуем с директором Центра дистанционного обучения БГПУ, доцентом кафедры информатики и методики преподавания информатики, кандидатом педагогических наук Мариной Войцеховской.

Восемь лет ценного опыта

— Марина Федоровна, что принципиально нового появилось в работе БГПУ за последний месяц, когда наш регион перешел в режим самоизоляции? Как вуз сегодня решает проблему дистанционного обучения?

— Переход на дистанционное обучение для Благовещенского государственного педагогического университета не был шоком. Благодаря той базе, которую мы нарабатывали в течение многих лет. Если бы не опыт, вузу было бы сложно одномоментно перейти на дистанционную работу. Но, к счастью, в университете всегда большое внимание уделялось развитию электронно-информационной среды, которую мы создавали для поддержки очного процесса обучения. Студенты активно пользовались курсами, размещенными в сети, электронными ресурсами. Наш Центр дистанционного обучения был создан в 2012 году, и в течение восьми лет мы нарабатывали ценный опыт. Коронавирус просто стал этакой проверкой наших возможностей.

— Но, смотрите, одно дело — это поддержка очного процесса онлайн-технологиями и совсем другое — полностью перейти на дистанционный режим.

— Не скрою, есть проблемы, которые упираются в техническую сторону вопроса: недостаточно развитую в регионе сеть коммуникаций. В некоторых местах по области каналы связи столь маленькой пропускной способности, что студенты не только не могут загрузить видеоконтент, но и даже текстовый с трудом грузят. Любые попытки наших преподавателей создать хорошие курсы, с качественным содержанием, видеофрагментами, рисунками и тестами наталкиваются на то, что они проблематично грузятся там, где плохая связь. И очень нервно осуществлять обучение в такой ситуации — и педагогам, и студентам.

— А есть у вас сейчас студенты, которые сидят совсем без интернета у себя на малой родине? Как они теперь учатся?

— Да, есть такие, но единицы. Речь идет о ребятах из отделенных сел в Тындинском, Селемджинском и Зейском районах. Там действительно существуют проблемы с интернетом. Мы получили сообщения от этих студентов, что в их селе нет связи, что им специально пришлось выезжать в другой населенный пункт, чтобы позвонить или загрузить задания. С ними вопросы по учебе решаются в индивидуальном порядке. Все задания деканаты им передали сразу, а не выдавали порционно. Главное, что студенты обозначили себя и хотят учиться, а не пропали из виду.

— То есть у таких студентов получается даже не дистанционное, а скорее домашнее обучение?

— К сожалению, да. Но мы прекрасно понимаем, что здесь не только человеческий фактор, но и много технических проблем, решение которых не зависит ни от студентов, ни от нас. Поэтому осенью эти ребята будут сдавать зачеты и экзамены очно. Зато теперь, благодаря самоизоляции, родители студентов видят, какой объем знаний получают их дети в вузе, и наш, преподавательский труд.

Работа на двух онлайн-платформах

— На каких онлайн-платформах сейчас ведется ваша работа?

— Прежде всего это две версии систем электронного обучения на базе LMS MOODLE — СЭО и СЭО2.0. Все теоретические материалы, задания и тесты выставляются там. И как раз здесь находятся и наши электронные курсы, к которым имеют доступ авторизованные пользователи: студенты, преподаватели, слушатели курсов, школьники и др. И это асинхрон, преподавателю и студенту не обязательно быть в сети в одно и то же время. А Видеомост, Zoom используется в тех случаях, когда возможностей СЭО недостаточно.

Вообще, мы используем все возможности, плоть до WhatsApp. И это большая нагрузка как на преподавателей, так и на студентов. Ведь на то, что можно очно объяснить за минуту-две, в заочном общении тратишь больше времени. Даже при записи звукового сопровождения в презентациях приходится делать по три-четыре дубля, не всегда все получается с первого раза. А преподавателям присущ перфекционизм, они стараются сделать все как можно лучше — чтобы донести студентам свою мысль. Тем не менее мы справляемся.

— На каких факультетах сложнее всего дается дистанционное обучение?

— Это без разницы, везде свои трудности. Взять, например, факультет иностранных языков, у них проблемы с аудированием, речевыми практиками, которые надо осуществлять в синхронном режиме. Если это физико-математический факультет, то доказательство теорем, решение задач должно также осуществляться в режиме реального времени с пояснениями преподавателя. Даже если при этом мы используем систему видеоконференции, не всегда удачно получается. И не всегда педагог может заметить трудности, которые возникают у студентов при восприятии темы, чтобы вовремя нивелировать их. Ведь образовательный процесс — это все-таки процесс взаимодействия, никуда от этого не уйдешь.

Послаблений нет

— А есть ли какие-то послабления студентам? Например, в оценке подготовки и полученных знаний?

— У нас есть федеральный государственный стандарт, мы не можем давать меньше знаний, чем требуется по образовательному стандарту. Почему и говорим, что тяжело приходится обеим сторонам. Послабления здесь могут быть только в том плане: не сдал вовремя задачу, могут продлить срок сдачи задачи. Нет возможности принять экзамен дистанционно, учебный отдел корректирует учебный план, и экзамен переносится на осень. Мы же не имеем права выпустить студентов недоученными.

— Сейчас будущие педагоги проходят «школу жизни». Возможно, и им когда-нибудь придется вести занятия в школах, ссузах и вузах дистанционно, то есть воочию видят изнанку этой работы.  

— Повторюсь, у нас студенты и раньше не были обделены в плане дистанционных технологий. Все наши материалы должны быть доступны студентам в режиме 24/7 из любой точки страны и мира, как и фиксация результатов обучения в электронном виде.

Кроме того, на всех факультетах ведется специальная дисциплина «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании». Там и платформы все изучают, и как тесты создавать, и каким образом материал предлагать в дистанционной форме. Другое дело, да, студенты сейчас изнанку смотрят, не со стороны учителя — разработчика этого курса, а со стороны учащегося. Это бесценный опыт для них.

Практика под вопросом

— Как долго продлится дистанционное обучение, вы пока не знаете?

— Да. По требованию Минобразования разрешается организовать обучение в малых группах — мы можем это сделать, а как организовать проживание студентов, ведь у нас много иногородних студентов. И видимо, этот учебный год, как ни грустно звучит, скорее всего придется оканчивать в таком режиме.  

— Педагогическая практика в оздоровительных лагерях, видимо, тоже остается под вопросом?

— Да, поскольку не известно, как будут работать и работать вообще детские лагеря в этом году. В связи с этим тоже корректируется у нас учебный план, практики переносятся. 

— А рабочее время самих преподавателей изменилось теперь, их занятость?

—  Занятость стала большей, потому что студенты перестали работать по расписанию.  Если мы раньше собирались в одно время в одной аудитории, то сейчас студенты заходят в сеть и решают задания, когда им удобно, когда у них есть нормальная, качественная связь. И это не всегда совпадает со временем нахождения преподавателя в сети. Иногда получается: студенты выполнили в пятницу вечером задание, а в субботу утром требуют у преподавателя его проверить. Поэтому во время дистанционного обучения педагоги получили ненормированный рабочий день. Им приходится решать рабочие задачи и в девять, и десять часов вечера, и в субботу, и в воскресенье. Это сейчас практически норма.

Перспективы обучения

— Проводились ли для ваших преподавателей курсы подготовки для режима работы онлайн?

— Они регулярно проводятся, последние были в феврале — по использованию дистанционных технологий. Как раз накануне развития ситуации с коронавирусом. Но наш вуз же не только обучает своих сотрудников. Недавно  у нас проходили обучение преподаватели Амурской ГМА — также по использованию дистанционных технологий.

— Сколько на сегодняшний день у вас занимается ребят на онлайн-платформах?

— На наших образовательных платформах занимаются и студенты вуза, и учащиеся школы, и преподаватели, и участники олимпиад, конференций, и заочники, и слушатели курсов. Все они зарегистрированные пользователи. Таковых за учебный год у нас набралось: 1 800 пользователей на новой платформе и 3 600 — на старой.

— Какие перспективы вы видите у вуза в свете последних событий?

— Мы педагогический вуз, мы ратуем за очный учебный процесс. Но мы, конечно, понимаем, что в нашу эру цифровых технологий без электронной поддержки очного процесса, без частичного переноса его в цифровую сферу вузу не жить. Поэтому развиваем все эти вещи очень активно, участвуем в работе по различным грантам, по созданию различных электронных курсов. В настоящее время в БГПУ разработано более 4 тысяч курсов, которые поддерживают наш учебный процесс. Это только на наших закрытых университетских платформах. Поэтому я хочу поблагодарить наших преподавателей за их столь творческое и самоотверженное отношение к работе. Вы знаете, чем учитель отличается от всех остальных? Он всегда готов учиться.

Возрастная категория материалов: 18+

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

БГПУ устанавливает «квартиры» для рыбного филина и изучает переселение креветкиБГПУ устанавливает «квартиры» для рыбного филина и изучает переселение креветки
В сентябре амурские школьники напишут всероссийские проверочные работыВ сентябре амурские школьники напишут всероссийские проверочные работы
Первокурсникам везде дорога: как начнется новый учебный год в колледжах и вузах Приамурья
Большинство колледжей Амурской области вместе со школами начнут очное обучение с 1 сентября
Большинство амурских студентов пойдут на учебу с 1 сентября
Реставрация и новая жизнь: историческое здание БГПУ ждет масштабный ремонт
Благовещенские школы с 1 сентября начнут работать в штатном режиме
Школа Циолковского из-за пандемии сократит уроки на пять минут
Министр образования Светлана Яковлева: «Линейки 1 сентября планируем провести очно»
Книги на двухнедельном карантине: как работает в пандемию библиотека Чехова в Благовещенске
С сентября всех амурских школьников будут проверять на симптомы инфекционных заболеваний

Наталья Бондарчук: «Я каталась на коне Наполеона»Амурская осень
Василий Орлов: «За последние два года в Приамурье построено 20 спортивных сооружений»Общество
Второй этап оценки популяционного иммунитета к коронавирусу пройдет в Приамурье с 5 по 9 октябряКоронавирус
В воскресенье дожди продолжатся: прогноз погоды в ПриамурьеОбщество1
Под видом покупателя житель Благовещенска украл товара на 100 тысяч рублей (видео)Происшествия
Водителю, насмерть сбившему ребенка в Ивановском районе, грозит до 12 лет лишения свободыПроисшествия

Читать все новости

Общество

Василий Орлов: «За последние два года в Приамурье построено 20 спортивных сооружений» Василий Орлов: «За последние два года в Приамурье построено 20 спортивных сооружений»
В воскресенье дожди продолжатся: прогноз погоды в Приамурье
Василий Орлов: «7 тысяч человек планируем переселить из аварийного жилья в новые квартиры»
Без зрителей и с дезинфекцией: с 21 сентября Амурская область возобновит спортивные соревнования
Пострадавшие от ливней в Белогорске и Благовещенске получат наборы овощей
Система Orphus