• Фото: Владимир Воропаев

Актер должен меняться

— Посмотрев на ваш внушительный список увлечений, хочу спросить: а было в вашей карьере актера то, чего не делали? Может быть, вокал?

— Если чего-то еще не пробовал – я с удовольствием учусь этому. Я думал, что у меня никогда не получится играть на барабанах, так как у меня проблемы с чувством ритма, даже в театральный институт из-за этого не брали. Но все зависит от труда. Если есть мотивация – ради чего это делать — человек способен на невероятные вещи. Все стопоры и преграды – они только в голове. Я с удовольствием научусь и петь! У меня был такой эпизод – во время учебы в театральном институте на фестивале военной песни и очень неплохо получилось. Учил эту песню четыре года (смеется.) Но это вылилось в хороший театральный номер. Теперь у меня еще и барабанная установка дома – прихожу домой и могу выплеснуть эмоции не только на боксерской груше, но и с помощью инструмента. Очень заряжает энергией.

— Среди ваших экспериментов еще и похудение. Это что за проект был?

— «Успех». Я играл музыканта по кличке Кобейн. Для роли похудел на 9 килограммов – для этого перестал тренироваться, убрал всю мышечную массу, удалил из рациона белок. А 12 килограмов скидывал для проекта «Степные дети», где я играл детдомовского парня: мне было 24 года, нужно было сыграть 16-летнего мальчика. Мне кажется, у актера вообще не должно возникать с этим проблемы – в наборе мышечной массы или если нужно сбросить вес. Актерам всегда интересно меняться. Это как отрастить усы или покрасить волосы. Вот меня не так давно покрасили в блондина для сериала «Легенда» — уже состригаю. Наше тело – это такой же арсенал как речь.

— То есть это не проверка себя, а именно для профессии?

— Актер должен быть разноплановым. Нас так учили в театральном институте. Мастер курса говорила: придешь показываться в театр – нужно чем-то удивлять. А ты умеешь ходить на руках, делать сальто, жонглировать, танцевать – и будешь номер один, все главные роли твои. Поэтому наш курс был заточен на то, чтобы овладеть как можно большим числом навыков. Сцендвижение был такой же важный предмет, как актерское мастерство.

Нам нужны супергерои

—  Изначально знали, что пойдете в кино?

— Еще учась в институте, понимал, что буду актером именно кино. Я анализировал российский кинематограф и понимал, что у нас не хватает супергероев. Весь Голливуд заточен на таких героев, с которых ты хочешь брать пример. Особенно в 90-е годы: я рос на таких именах – все боевики, драмы, в которых были люди, за которыми тебе хотелось тянуться и на которых хотелось быть похожими. А у нас такого не было. Много так называемого актерского кино, после которого жить не хочется (смеется). А зрителю хочется сказку, чтобы добро побеждало зло. И когда я пошел в кино, эта ниша была свободна, да и сейчас не особо занята. Каждый пацан мечтал быть по ту сторону экрана: наказывать злодейство и заступаться за слабых. И я был не исключение. Мне очень хотелось двигаться по жанру экшн, стать узнаваемым и востребованным, а затем уже примерять на себя другие жанры.

— А ваша внешность не мешает? Нет такого стереотипа: качок?

— В начале карьеры наоборот было – я приходил на пробы главного героя, какого-нибудь спецназовца, и мне продюсеры, режиссеры говорили: «А кого ты будешь  играть? Ну нет, у нас русские по-другому выглядят». В Голливуде всегда снимают красивых людей. Какой-нибудь программист, ученый выглядит как супермодель, никого это не смущает. Почему в русском кино ты должен быть толстым мужиком, которому трудно бегать? Сейчас, я считаю, уже переборол этот стереотип. И сейчас на роли ищут молодых ребят – ну я в 35 уже не могу играть 18-летего – и уже говорят: «Нам такого как Курцын, но моложе». И это очень круто. Режиссеры уже начинают использовать мои физические данные как плюс. Понимают, что это привлекает внимание, подтягивает молодежь – они следят за мной в соцсетях, за моей жизнью, за спортом. То есть раньше мне внешность мешала, сейчас – нет. Не мешает она играть и характерные роли. Например, в фильме Димы Суворова «Все или ничего» я играл толстого ботаника, мне шили специальный костюм. И ребята, которые монтировали, не узнали меня. Спрашивают – указан Курцын, а он где? У меня была принципиальная позиция – изначально кино было написано про трех друзей из спортзала, трех качков, но я сказал – я такое уже делал. Давайте поменяем, и вот так кардинально поменяли идею.

— За свою карьеру испробовали множество образов, а какая роль для вас самая значимая?

— Все говорят: Курцын умеет махать ногами, крутить сальто, но после фильма «Жажда», думаю, ни у кого не осталось сомнений, что я драматический актер. У меня 12 статуэток за этот проект, в том числе и международные. И после этого фильма начали предлагать остродраматические роли. Три года назад вышел сериал «Желтый глаз тигра», который показали на Первом канале. И я считаю, там точно нет вопросов – совершенно другой персонаж. Сейчас выйдет «Легенда», эта роль – мечта каждого пацана.

— Пандемия только недавно закончилась, а вы уже приняли участие в новых съемках?

— Да, снялся в четырех проектах. За четыре месяца не было ни одного выходного.

За роль в спектакле «Любимая женщина Дон Жуана» Роман Курцын получил награду фестиваля. 

— И вы еще и к нам успели прилететь.

— Да, меня здесь долго ждали. У меня уже есть награда за роль в фильме «Жажда», я очень хотел тогда приехать. И сейчас все сложилось – приехал уже со спектаклем, и для меня это новое. Такое боевое крещение. Я на сцене никогда не работал. Меня вводили в антрепризы, но я их никогда не сдавал. Не было времени на это. И для меня и гастролей с театром никогда не было – ни одной премьеры. Когда выпускался из театрального института, у меня было три главных роли, но со всех сняли – меня же отчислили на четвертом курсе. В этом спектакле у меня роль-перевертыш, это две роли в одной — из дурачка я превращаюсь в офицера. Думаю, зрителям будет интересно. С моими партнерами мы давно знакомы, были предложения от них, и вот, наконец, звезды сошлись – и это случилось. Первый показ был в Хабаровске – очень классные эмоции, адреналин хлещет. Первый раз почувствовал себя артистом театра, а не кино. Это совсем другое ощущение.

Я занимаюсь своим делом

Вычитала, что вы каждый день тренируетесь. Правда?

— Да, особенно в период подготовки к проектам.

— И сейчас, в Благовещенске?

— Сейчас у меня полтора месяца перерыва от спортивных нагрузок. Организму нужно отдохнуть – поднакопить силы для следующего проекта. 

— Насколько каскадер — опасная профессия?

— Я не каскадер. Просто меня практически не дублируют. А я выполняю трюки, которые прописаны для моего киногероя, сам.

— И это мелочи, не опасно?

— Ну как... На съемках получил трещину на бедре и другие травмы.  Да много чего бывало: и зубы выбивали, и нос ломали. Но от этого не застрахуешься. Правда, в Голливуде к этому подходят более серьезно – допускают выполнять, но делают все для безопасности героя и даже строят под один трюк целые города. А у нас все

— Близкие как к этому относятся?

—  Я занимаюсь своим делом, посвятил этому свою жизнь. Глупо меня ставить в какие-то рамки. Но в основном близкие не все знают. Зачем им так переживать? Была у меня история, мы с Лешей Пимановым делали фильм «11 молчаливых мужчин», и я играл известного вратаря Хомича. А я не футболист вообще. Готовился к этому проекту, изучал технику, ночами тренировался. И все мои «ворота» ужали в один съемочный день. За день я упал без защиты почти 300 раз! Все тело было в синяках, я оторвал грудную мышцу, ее ночью зашивали. Попросил ребят в гостинице сделать ванну льда — в принципе, они к этому привыкли. Я лег в нее, болит все тело. И я такой был счастливый. Понимаю, что в этот день сделал что-то уникальное – не схалтурил, и это будет видно в кино, будет правдоподобно. Но господь, видимо, хранит меня – заживает на мне все быстро. Через три дня уже рука не болела, и я снимался.

— В проекте «Фитнес» играете тренера. А не было такого, что приходилось в реальности кого-то тренировать?

— Меня звали давно, в Москве есть вип-клубы – там, где занимаются известные люди. Но я не умею тренировать, это нужно грамотно делать, я считаю, что для этого нужно специальное образование. У меня есть небольшой бизнес в Ярославле – доставка сбалансированного питания. Придумал такую систему – можно заказать еду на весь день, шестиразовое питание, подсчитан калораж. Открываю сейчас свой фитнес-клуб, хочется приходить в какие-то стены, которые свои.

— С вашей активностью изоляция из-за пандемии тяжело далась?

— Нет, это было прекрасное время. Меня родители по восемь месяцев не видят иногда. А тут четыре месяца – побыл с семьей, достроил дом, отдохнул, запустил свой бизнес.

— А какие новые проекты для поклонников готовите?

— У меня выходят продолжения: «Пять минут тишины», новый сезон «Фитнеса», выйдет новый сериал «Легенда» и есть несколько глобальных историй, о которых пока не могу говорить. Это полнометражные картины – боевик и драма. И я хочу войти еще в один спектакль. Выходит также фильм «Огонь» про пожарный десант – очень крутая история, и «Гуляй, Вася!-2».

Возрастная категория материалов: 18+