Времена, когда Бессон считался чуть ли не главным гением коммерческого кинематографа, остались далеко позади, а дорогущие и пропащие похождения космического Валериана в 2017 году едва не погубили принадлежащую французу компанию Europe. Продюсируя на досуге всяких «Заложниц» и так далее, Люк время от времени испытывает приступы творческих мук — и получается каждый раз кино про деву в беде, причём дева обязательно должна быть довольно мускулистой. Не в физическом, конечно, смысле.

Вцепившись в очередную музу, постановщик помещает её в мир тупых, беспринципных и абсолютно одинаковых мужчин — и бедняжка вовсю размахивает ногами, палит из пистолета, а когда нужно, включает на полную катушку сексуальность. Понятное дело, чтобы потом выйти из душа, наворачивая на ствол глушитель. Публика ждала от Бессона сиквел «Люси», ведь там главная героиня хотя бы обладает божественными возможностями и «задействует мозг на 90 процентов».

Но Скарлетт Йоханссон пока не до того, ей надо закончить с Чёрной Вдовой во вселенной Marvel, а творческие муки, они такие — ждать не будут. А посему в ход идёт старый рецепт: берём приглянувшуюся фотомодель (на этот раз — Сашу Лусс из Магадана), укрепляем тылы знаменитыми именами (на этот раз — Хелен Миррен, Люк Эванс и Киллиан Мёрфи) и пускаемся во все тяжкие. На космос денег нет — стало быть, сойдёт и Джеймс Бонд в юбке.  

Первые кадры «Анны» заставляют ненадолго поверить, что создатели фильма старались: актёры говорят на русском языке, а не мучаются с транскрипционным подстрочником, камера путешествует из локации в локацию, и в каждой творятся очень странные и явно шпионские дела. Но недолго зрителю верить в чудеса: на сцену выходит та самая Саша, которая Анна, и по одному только выражению лица становится понятно, что за дивное зрелище нас ждёт. А Бессон принимается вытворять совершенно неоправданные фокусы с временными прыжками: вот героиня торгует на рынке (простите, на базаре) матрёшками, а вот вертится перед объективом фотографа в США, а вот в Париже на светском рауте пьёт вино.

Матрёшки, кстати, тут не случайно: в самом конце Анна завернёт такую философскую конструкцию на этой почве, что шокированной публике останется только недоумевать — неужели столь глубокое произведение кинематографического искусства не сорвёт аплодисментов в Каннах. Пока шпионские страсти доходят до нужной кондиции под крышкой, режиссёр рисует тяжёлую жизнь советской молодёжи конца 80-х: героин, авоськи и прочая безысходность заставляют идти на отчаянные поступки. Например — ограбить «первый в стране банкомат», над которым красуется гордая надпись «Банк Советского Союза». Тут очень кстати приходится актёр Александр Петров, изображающий гопника — россиянин, как всегда, делает это очень естественно. 

Но все эти остросюжетные погони с участием милицейских «Нив» нужны только для затравки: появляется агент КГБ Алексей Ченков и вербует нашу Аню в разведку, потому что она училась в кадетской школе и хорошо играет в шахматы. Тут же самым дурацким образом зрителю дают понять, что родители героини трагически погибли и терять ей нечего, кроме наркозависимости. Поломавшись для приличия, Анна является пред очи суровой Ольги (Хелен Миррен) и проходит собеседование, декламируя кое-что из Чехова.

Ольга в ответ показывает хромую ножку и рассказывает душераздирающую историю: работодатели из КГБ когда то сбросили её с парашютом (или без) в сибирскую тайгу, а там, как известно, волки, а где волки — там капканы, ну вы понимаете. Смотреть кино становится тоскливее с каждой минутой, потому что всевозможную чепуху режиссёр подаёт с таким серьёзным лицом, будто снимает сериал «Чернобыль».

Наконец, случается сцена, из-за которой «Анну» называют небезнадёжным фильмом: неизвестно где натренировавшаяся девица избивает целый ресторан (под названием «Моспивпром», ха-ха) с мужиками в костюмах. Драка при этом поставлена отвратительно — во многом потому, что Саша Лусс не умеет как Милла Йовович и вышеупомянутая Йоханссон. Экзамен сдан, вот вам билет, пожалуйте на Запад: соблазнять и убивать. 

Выбор главной актрисы оказался предельно неудачен просто потому, что она никакая не актриса. Экранная Анна с одним и тем же скованным лицом ходит и лежит, занимается любовью и играет в шахматы, дерётся и произносит якобы прочувствованные монологи. Получившемуся вместо центрального персонажа манекену невозможно сопереживать — да и с чего бы, перед нами лишённый всяких эмоций убийца, которого совершенно не волнует, в чём именно провинились мишени. Отличный актёр Мерфи и неплохой актёр Эванс неуверенно изображают то ли влюблённых в Анну, то ли вербующих Анну — играть им совершенно нечего, и за Мерфи в этом смысле особенно обидно.

Миррен старается создать образ функционера спецслужб, склонного к интригам мультфильмом «Суперсемейка», а из-за тупости сценария не получается вообще ничего. Бессон всё крутит и крутит ручку безнадёжно сошедшей с ума шарманки, спецназ ЦРУ у него бегает по Парижу спартанской фалангой, из кустов лезут вооружённые русские, а обученные государством дуболомы носят секретную информацию в высокотехнологичных чемоданах, в которые любой желающий может вставить флешку и скачать суперсекретную информацию. Причём эта информация «через полгода потеряет актуальность» — не иначе речь о чеках за еду в капиталистическом фастфуде. 

Зачем всё это сделано — сказать сложно, потому как коммерческого успеха «Анне» не видать, как главной героине американской прописки. Пробираться через два часа кривых флэшбеков, ненужных диалогов, сцен робкого однополого влечения и скучных перестрелок (которых не более трёх) — спасибо, не надо. В финале приосанившийся Бессон делает вид, что он как минимум Дэвид Финчер, и выдавливает из своей творческой башки не один, а даже два «неожиданных твиста»: зритель зевает, он обо всём давно догадался. Можно было бы, конечно, предположить, что это у француза такой юмор, что он окинул ясным взором своё творчество и решил на российских просторах над ним поиздеваться, завернув в обёртку шпионского триллера постмодернистскую комедию. Но в том то и дело, что если при просмотре этого фильма и становится смешно, то только от режиссёрского видения, в которое угодила несчастная Россия, а также пара иностранных разведок и модельный бизнес. Напрашивающаяся аналогия со «Взрывной блондинкой» стирает «Анну» в порошок — у творения француза нет ни куража, ни иронии, ни будущего. Многоопытный, знающий своё дело и именитый Бессон снял не просто проходное кино, а кино, на которое вообще не стоит тратить время. На дворе 2019 год, а нам подсовывают контрафакт на видеокассете. 

Возрастная категория материалов: 18+